Москва
22 ноября 2025 / 02:32
Москва
22 ноября 2025 / 02:32
Котировки
USD
22/11
79.0246
0.0000
EUR
22/11
90.5625
0.0000
Безопасность
События в Казахстане: турецкий вектор
Не исключено, что Турция стремилась вмешаться в события в Казахстане
11 января 2022 / 17:58
События в Казахстане: турецкий вектор

Юрий Веселов, военный обозреватель

Предварительный анализ истинных причин кровавых беспорядков, охвативших значительную территорию Казахстана, указывает, что в них были заинтересованы ориентированные на Турцию политики и крупные представители местных деловых кругов прежнего поколения власти. Это при нем в течение многих лет под формулой «многовекторного курса» культивировалась целесообразность развития многосторонних отношений и установления союза с Анкарой.

Казахстанская элита во главе со своим национальным лидером Нурсултаном Назарбаевым поддержала амбициозную идею турецкого «султана» Реджепа Эрдогана создания надгосударственного образования под наименованием «великий Туран». «Туркистан – это наше родовое гнездо, наш основной очаг. Мы очень большая семья из 300 миллионов человек, которые говорят на одном и том же языке, верят в одну религию, имеют одну историю, культуру, разделяют одну цивилизацию. Я знаю, что наши казахские, киргизские, узбекские, таджикские и туркменские братья смотрят на Турцию так же, как и мы. Они считают Турцию своим домом», - из выступления Реджепа Эрдогана на Тюркском совете.

Практические дела по сформированию «турана» турки начали с Азербайджана, обучив и хорошо оснастив вооружением его армию, которая при прямой поддержке Анкары разгромила армянские формирования в Нагорном Карабахе. Дальше – больше: впереди был Казахстан с его несметными природными богатствами – одни только залежи урановой руды оцениваются в более 40% от мировых. Да и идеологическая почва для переворота была более или менее подготовлена.

Именно во многом под воздействием турок в Казахстане перешли с кириллицы на латиницу, а за последние годы в республике при содействии Анкары построены около ста мечетей и медресе. Национальные спецслужбы отмечали появление и активную работу проповедников салафитского течения в исламе, формирование на этой базе радикальных вооруженных групп.

Турция пустила глубокие корни и в силовые структуры страны. Турецкие военные заведения окончили более 200 офицеров казахстанской армии, ежегодно в Турцию для повышения профессиональной подготовки на кратковременные курсы направлялись до сотни казахских военных, в том числе высшего звена военного руководства. Представители минобороны Турции на регулярной основе проходили «практику» обмена военным опытом в штабах и других органов управления видов и родов войск ВС Казахстана.  

В последние годы Казахстан активно закупал боевые машины пехоты и бронеавтомобили турецкого производства. Прорабатывался вопрос о приобретении у турок разрекламированных в последнее время ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

Эрдогану ничего не оставалось делать, как выразить формальную поддержку принятым решениям глав государств ОДКБ по оказанию военно-гуманитарной помощи Казахстану. На самом деле турецкий лидер рассчитывал на нерешительность президента Касыма-Жомарта Токаева и затягивание ввода в страну миротворческих сил ОДКБ, активизацию протурецко настроенных местных политиков и крупных дельцов бизнеса и отстранения армии от восстановления порядка с целью получения «просьбы» на ввод в Казахстан турецких войск.

Не получилось. События пошли по другому сценарию.

Они – эти события – яркий пример Турции о том, что Россия способна мгновенно реагировать на угрозы своей безопасности и, пожалуй, Москва впервые после развертывания свое группы войск в Сирии в 2015 году продемонстрировала решительность выполнения своих обязательств перед другими своими союзниками. А учитывая складывающуюся в последнее время обстановку на переговорных площадках с США, НАТО и Европой, можно твердо сказать, что у Президента России Владимира Путина слова не расходятся с делом.

А что до Эрдогана, то он не оставит попыток вернуться в Казахстан. Только теперь все будет зависеть от действий его руководства. Сможет ли Казахстан решить внутренние проблемы национальной безопасности, покажет время. Но продолжение «многовекторного курса» вряд ли обеспечит спокойное будущее этой страны.