Заседание Совета Россия - НАТО (СРН) завершилось в среду в Брюсселе. Заседание СРН стало вторым этапом консультаций России и государств Запада по российским предложениям о евробезопасности. Первый этап - переговоры РФ и США прошли в Женеве 10 января, третий этап в рамках ОБСЕ состоится в Вене 13 января.
Требования России в сфере безопасности адресованы США и европейским государствам, Москва не направляла их таким международным организациям, как Евросоюз (ЕС) и НАТО. В максимально упрощенной форме позиция РФ сводится к трем пунктам - выводу американского ядерного оружия из Европы, прекращению развертывания обычных военных сил НАТО у границ России и создания там военной инфраструктуры, официальному отказу НАТО от планов втягивания в альянс Украины и Грузии.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер отмечает, что "переговоры в целом уже закончились. Но поскольку трек их задан, его нужно пройти до конца. Мне представляется, что Россия уже получила все ответы на вопросы, которые она хотела получить от Вашингтона, а позиция НАТО по определению не может быть другой, нежели у Вашингтона".
По словам эксперта, если "НАТО не пойдет на удовлетворение требований Москвы, то ответы могут быть разные. Многие ждут военно-технического ответа. Но, на мой взгляд, военно-технического ответа не может быть в данном случае исчерпывающим. Это гибридный конфликт, и я почти убежден, что он не будет иметь каких-то очевидных военных последствий. А что касается политической части конфликта, то Москва по-новому будет принимать и пытаться решать те вызовы, которые идут со стороны Запада. Что касается политической части конфликта, то уже много неприятностей для России произошло буквально за последний год-полтора. Цель - не позволить России каким-то образом воздействовать на политические события, которые происходят внутри Запада. И Запад все время будет пытаться поджигать, как это произошло в Казахстане, и будет создавать очаги дестабилизации во всех странах, которые близки России. Если Россия не будет отвечать тем же или хотя бы быть готовой ответить тем же, то это будет создавать новые угрозы для России и будет использоваться Западом. Поэтому Россия в такой ситуации не может не отвечать, и содержание ответов Москвы должно измениться".