Москва
22 ноября 2025 / 00:38
Москва
22 ноября 2025 / 00:38
Котировки
USD
22/11
79.0246
0.0000
EUR
22/11
90.5625
0.0000
Экономика
Евросоюз встречает весну с пустыми газовыми хранилищами
А евробюрократы продолжают агитацию о необходимости отказа от российских энергоресурсов
24 марта 2022 / 17:35
Евросоюз встречает весну с пустыми газовыми хранилищами

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Биржевые цены на газ в Европе с середины марта «вошли» к коридор $1100 – 1300   за тысячу кубометров. К примеру, 21 марта стоимость апрельского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах к полудню не превышала $1200 за тысячу кубометров. Но это все равно весьма «высокий чек» (пусть и далекий от максимума 7 марта, когда апрельский фьючерс достиг отметки почти в $3900 за тысячу кубометров), особенно если учесть, что отопительный сезон почти пройден. Котировки высокие из-за дефицита — европейские бюрократы по-прежнему увлечены затеей отказаться от российского газа, считая, что ему есть замена. Но на поверку все иначе — местные подземные хранилища газа (ПХГ) пустые, а ряд энергоемких производств в странах Евросоюза (ЕС) приостанавливают работу (например, производители удобрений, металлургической продукции). Об этих проблемах открыто говорят многие бизнесмены и некоторые политики европейских стран.

При этом продолжает пополнятся ряд «отказников» от газовой кооперации с Россией. Так, в середине марта крупный германский энергоконцерн E.ON объявил, что прекращает закупать природный газ у российских поставщиков из-за военной операции России на Украине. В реальности же у E.ON нет долгосрочных контрактов с «Газпромом». Так что это очередная игра на публику —  демонстрация руководством концерна поддержки пресловутой «европейской солидарности» в попытках наказать Россию в их старосветском понимании за «политические вольности».

17 марта напомнила о себе и Польша — власти страны заявили об отказе от новых газовых контрактов с Россией. Видимо, это намек, что газовое соглашение с «Газпромом», которое истекает в конце 2022 года, продлеваться не будет. Важно и уточнение: Варшава не будет заключать с Москвой и краткосрочные контракты на поставку газа, «даже если это кажется выгодным с точки зрения бизнеса».   

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в своём Telegram-канале прореагировал на очередной демарш, отметив, что отказ Варшавы от закупок российских углеводородов и противодействие проекту «Северный поток — 2» уже нанесли серьезный урон республиканской экономике, а теперь ситуация ещё усугубится. «Пропаганда — самый злобный, вульгарный и визгливый критик России. Сообщество политических имбецилов», —  заключил Дмитрий Медведев.

Еще и власти Болгарии заявили, что готовы отказаться от российского газа после того, как закончится действующий контракт с «Газпромом». Страна будет искать альтернативные источники газа и надеяться на единый контракт для стран Европейского союза. Об этом 19 марта  заявил вице-премьер страны Асен Василев.

Но это все декларации. С наступлением весны заявления об отказе от российского газа сделать проще, чем перед наступлением очередного отопительного сезона. Но весну Европа встречает с пустыми хранилищами голубого топлива. И как решать эту проблему без российского газа — совершенно не понятно.

«Газпром» пока исполняет контрактные обязательства перед европейскими концернами, причем штатно работает и украинский транзит — прокачка по Газотранспортной системе Украины (ГТСУ) в марте даже выросла. Российский газ в реальности европейцам нечем заменить — на рынке нет свободных объемов сжиженного природного газа (СПГ), и за него придется бороться с азиатскими покупателями, которым он также все больше нужен. Вопрос в том, насколько далеко власти ЕС готовы зайти в политических экспериментах с газом.

Тем временем, наблюдаемый мультиотраслевой «правовой беспредел» со стороны Запада в отношении России продолжает пополняться кейсами преимущественно в энергосекторе. Так, 21 марта агентство Bloomberg сообщило, что власти Великобритании, включившие «Газпром» в начале месяца в санкционный перечень, задумали временно национализировать структуру росхолдинга —  Gazprom Marketing & Trading Retail Ltd, у которой насчитывается несколько десятков  тысяч бизнес-клиентов. Агентство поясняет, что такая процедура предусматривает введение «специального режима управления».

Другой пример — очередное расширение антироссийских санкций Евросоюза. В обнародованный 15 марта пакет включен пункт о запрете инвестиций в российский энергетический сектор. Согласно документу, «запрещаются инвестиции в российский энергетический сектор, а также экспорт оборудования, технологий и услуг для российской энергетической отрасли. Исключение составляют атомная энергетика и транспортировка энергоресурсов». Предписывается даже разрыв действующих отраслевых контрактов, в том числе на обслуживание поставленной техники, с переходным периодом до 17 сентября. Однако список оборудования и технологий, которые запрещено поставлять, в официальном журнале ЕС не уточнен. А лишь поясняется, что «союз предпримет необходимые шаги для определения подлежащих запрету позиций».

Вместе с тем, запрещать торговлю нефтью, природным газом и другими энергоносителями с Россией Евросоюз не стал. Для этого спектра товаров в санкционном листе оговорено исключение. Очевидно, что к экономическому «самоубийству» Брюссель не готов. Но вариант с энергетическим эмбарго все равно находится в статусе обсуждения евробюрократами. Многое здесь будет зависеть от развития политических и геополитических событий, в эпицентре которых — Украина.