Москва
22 ноября 2025 / 06:42
Москва
22 ноября 2025 / 06:42
Котировки
USD
22/11
79.0246
0.0000
EUR
22/11
90.5625
0.0000
Политика
Турки стремятся к выгоде от украинского кризиса
Анкара совмещает поддержку Украины, «понимание» России и дивиденды посредника между ними
27 марта 2022 / 21:07
Турки стремятся к выгоде от украинского кризиса

Станислав Смагин, политолог

Стратегия Турции как на геополитической дуге от Украины до Северной Африки, так и на примыкающих перпендикулярных отрезках в сторону Балкан и Персидского залива со Средней Азией, известна уже довольно хорошо. Это сочетание военного давления и жесткой дипломатии с дипломатией «мягкой» и столь же мягкой силой. На каждом участке и в каждом месте сплетения противоречий Анкара стремится быть если не главным громилой, то главным посредником, иногда тем и другим попеременно, а иногда едва ли не одновременно. Военная операция России на Украине проблематизировала для турок некоторые прежние возможности, но открыла новые как в отношениях с региональными государствами, так и с союзниками - соперниками по НАТО.

Внешне Турция со всей тщательностью отрабатывает образ стратегического партнера Киева. Следуют постоянные заверения в уважении к территориальной целостности, осуждения «российской агрессии», протокольные жесты поддержки на разных уровнях. Дело дошло до видеопослания первой леди Эмине Эрдоган своей украинской визави Елене Зеленской. Сохраняются поставки оружия и военного снаряжения - беспилотников, боеприпасов, техники, бронежилетов и касок. На русскоязычном сайте турецкого телеканала TRT появляются статьи-рассуждения на тему, например, «международного трибунала над российским руководством». Обычно их автором выступает крайне колоритно-одиозный персонаж – представитель маргинальной группы «русских мусульман» Вадим (Харун) Сидоров, живущий в Чехии.

При этом турецкая помощь Украине сопровождается шпильками в адрес Запада – например, заявлениями главы МИД Мевлюта Чавушоглу, что если бы он должным образом отреагировал на «российскую аннексию Крыма», сейчас никакого кризиса бы не было. Разговоры на тему ускоренного рассмотрения украинской заявки на вступление в ЕС встретили издевательский комментарий, мол, мы всецело поддерживаем такую постановку вопроса, но когда же рассмотрят по существу нашу собственную заявку. Поставки киевскому режиму оружия проходят под упреки на высшем уровне, адресуемые НАТО, оказывающему, дескать, менее существенную помощь. Одновременно Эрдоган с поистине восточной хитростью утверждает, что те же беспилотники Украине продает не государство, а частная компания, а после пересечения границы они вообще утрачивают всякое отношение к Турции.

Анкара с еще большим рвением, чем до 24 февраля, выступает в роли посредника между Россией и Украиной. Интенсифицировались контакты Эрдогана с Владимиром Путиным и Зеленским, Чавушоглу – с Сергеем Лавровым и главой украинского МИД Кулебой, министра обороны Х.Акара – с Сергеем Шойгу и украинским министром обороны Резниковым. Кульминацией усилий стала встреча (пусть и не особо результативная) Лаврова с Кулебой на полях Дипломатического форума в Анталье при посредничестве Чавушоглу, а также визиты Чавушоглу в Москву и Киев. Турция выражает готовность принять гипотетическую встречу российского и украинского президентов и стать одним из гарантов гипотетической системы безопасности Украины, утвержденной по итогам данной встречи. Кроме того, активизировано взаимодействие с Белоруссией как другой страной-посредником – Эрдоган общался по телефону с Александром Лукашенко, а Чавушоглу с главой белорусского МИД Макеем.

Турция отказалась вводить санкции против России, так как это навредит ее собственной экономике и ее посредническому статусу. Более того, поднят вопрос о возможном переходе на рубли во взаимных расчетах. Союз экспортеров Турции заявил о готовности национальных компаний стать заменой ушедших с российского рынка западных компаний. Эрдоган публично и в телефонном разговоре с Путиным осудил антироссийскую истерию и гонения на русскую культуру, сравнив их с фашизмом. А Ибрагим Калын, представитель Эрдогана, в интервью The New York Times сказал: «Несмотря на то, что мы полностью отвергаем действия России против Украины, кейс России должен быть услышан, потому что после этих событий между Россией и западным блоком должна быть установлена новая архитектура безопасности». Отметим и такой эпизод, как опровержение Чавушоглу фейка относительно российского бомбового удара по мечете в Мариуполе.

На фоне и в контексте конфликта турки небезуспешно стремятся урегулировать отношения с не очень дружественными и очень недружественными странами, коих довольно много. Так, видна оттепель на французском направлении, где в последние годы чаще стояли заморозки. 15 марта прошли учения ВМФ Турции и Франции в Восточном Средиземноморье, месте обычного столкновения интересов Парижа и Анкары. Министры обороны двух стран встретились на полях заседания министров обороны НАТО,  и французский министр Флоранс Парли отметил, что, «как страж проливов и член НАТО, Турция призвана сыграть ключевую роль в стабилизации Черного моря». Также состоялся телефонный разговор Чавушоглу с французским коллегой Ле Дрианом на тему координации дипломатической работы касаемо украинского кризиса.

После встречи Х.Акара с греческим коллегой на полях уже упомянутого саммита НАТО турецкий министр обороны выдвинул идею совместной эксплуатации природных ресурсов Эгейского моря. В ходе форума в Анталье Чавушоглу провел переговоры с главой МИД Армении Араратом Мирзояном; диалог был признан «конструктивным и продуктивным». Налаживаются отношения и с Израилем – турецкие берега посетил израильский президент Ицхак Герцог, обсудивший с Эрдоганом, помимо прочего, украинскую ситуацию и похваливший хозяев за их миротворческие усилия.

В отношениях же Анкары с Вашингтоном кризис оказался очередной иллюстрацией желания сторон использовать друг друга. Состоялись телефонные переговоры Байдена с Эрдоганом, на которые хозяин Белого дома, испытывающий неприязнь к «султану», идет редко и неохотно. Блинкен поблагодарил Чавушоглу за выполнение Конвенции Монтрё и «за решительную поддержку обороны Украины, её суверенитета и территориальной целостности». При этом занимательной была реакция американцев на требование Эрдогана отменить санкции в сфере оборонной промышленности. Речь об исключении турок из программы поставок новейших истребителей F-35 из-за покупки ими российских систем ПВО С-400. Вашингтон поставил условием отмены санкций… передачу С-400 Украине. Очевидно, согласие на столь провокационную сделку создало бы Анкаре существенный дисбаланс в получении дивидендов от кризиса. Поэтому говорить «да» Эрдоган и Ко не хотят. Впрочем, таких провокаций и маневров мы явно увидим еще немало.