Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
МИД России объявил о мерах, вводимых Москвой в ответ на антироссийские санкции Японии. Россия уходит с переговоров по мирному договору, которые включают решение вопроса о принадлежности Южных Курил, а также реализацию программ экономических и гуманитарных связей в этом регионе.
В заявлении МИД указывается, что «с учетом очевидного недружественного характера введенных Японией односторонних ограничений против России в связи с ситуацией на Украине» Москва прерывает переговоры о мирном договоре, а также прекращает практику безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 г. и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями Южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 г. Кроме того, Россия выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.
Крах мирных переговоров в условиях нынешнего кризиса был неизбежен.
Москва и ранее достаточно ясно давала понять, что не готова передавать какие бы то ни было территории Японии, пока существует возможность размещения там военных объектов США. Ясно, что США игнорировали бы любые обязательства Токио в этой сфере так, как они игнорировали, например, антиковидные требования при въезде в Японию американских военнослужащих.
Однако и Россия, и Япония использовали переговоры для решения текущих внешнеполитических задач.
Для Москвы это была диверсификация политических контактов с государством западного лагеря в условиях нарастания противостояния с США. Для Японии актуальна была задача расшатывания российско-китайского партнерства, все более походящего на военно-политический союз, о чем открыто заявил бывший премьер Синдзо Абэ в интервью «Иомиури» в январе нынешнего года. Обвинять его в наивности по поводу перспектив урегулирования территориального вопроса – большая ошибка.
Начавшийся 24 февраля украинский кризис дал старт по сути вооруженному прокси-конфликту России и США, а также открытой торгово-экономической и пропагандистской войне против России, которые поддержали все страны Запада, включая Японию.
С другой стороны, Москву сдержанно, но однозначно поддержал Китай, а большинство ведущих стран «третьего мира» встали на нейтральные позиции.
Нынешнее жесткое размежевание США и Японии, с одной стороны, а также КНР и России – с другой, разрушило фундамент переговоров, созданный в духе «реальной политики». Возобновление российско-японского политического диалога возможно только после становления нового мирового порядка, возникшего по итогам нынешнего кризиса. Однако исходные точки переговоров, скорее всего, будут уже совершенно другие.
Закономерно, что отменены и программы совместной хозяйственной деятельности на островах. Японская сторона наивно ожидала, что они могут подтолкнуть к введению неких особых преференций для японского бизнеса, что способствовало бы размыванию российской позиции по вопросу о суверенитете над Южными Курилами.
В этом же контексте отменены и безвизовые обмены между российскими жителями островов и японцами, жившими там до войны. Способствовать посещению японцами своей малой родины или налаживанию гуманитарных контактов - это, конечно, благое дело, но эти программы стали разбавляться прояпонской пропагандой, а иногда и банальной разведывательной деятельностью, о чем недавно сообщили российские СМИ.
В то же время в неприкосновенности остается договоренность о безвизовом посещении японцами могил родственников на Южных Курилах. Практика эта была начата в 1964 году, когда СССР согласился впускать японцев на острова без загранпаспортов и виз по удостоверению личности. Паритет не предполагался. В 1986 году поездки были закреплены обменом дипломатическими нотами. В нынешнем заявлении МИД РФ о прекращении безвизовых обменов договоренности 1986 года не упомянуты.
Это обстоятельство дает некоторую надежду на то, что такие чувствительные и деликатные гуманитарные проблемы, как посещение захоронений, останутся за рамками нынешней российско-японской конфронтации и, возможно, когда-то послужат созданию атмосферы, необходимой для восстановления отношений.
Но не сейчас. Обмен санкционными ударами еще не закончен. И Москва отмалчиваться не намерена.