Специальная коллегия Верховного суда Пакистана в понедельник начала рассматривать вопрос о соответствии конституции страны роспуска Национального собрания (нижней палаты парламента) по предложению премьер-министра Имрана Хана.
Президент Пакистана Ариф Алви распустил в воскресенье Национальное собрание по предложению Хана после того, как оппозиция попыталась вынести премьеру вотум недоверия в парламенте. Голосованию воспрепятствовал вице-спикер палаты Касим Сури, который председательствовал на воскресной сессии. Он отклонил предложение оппозиции о голосовании по вотуму недоверия премьер-министру, посчитав такое голосование нарушением 5-й статьи конституции (которая объявляет верность государству основной обязанностью каждого гражданина).
Оппозиция инициировала попытку объявить вотум недоверия премьеру, обвиняя Хана, который пришел к власти в 2018 году, в неспособности улучшить экономическую ситуацию в стране, а также в коррупции.
Старший преподаватель РУДН, кандидат исторических наук Владимир Сотников отмечает, что все, что происходит сейчас в Пакистане «связано с недавним визитом премьер-министра Пакистана Имран Хана в Россию, где он встречался с Владимиром Путиным. И американцы, конечно, мимо этого пройти не могли. Имран Хан проводит независимую политику, он в свое время отказал американцам в создании военных баз на территории Пакистана. А это был очень смелый шаг. Поэтому все говорит о том, что пакистанские военные, у которых очень тесные связи с США, в итоге решили переиграть ситуацию и не простили визит Имран Хану в Россию. Когда Имран Хан заявил, что за его возможным смещением стоят иностранные державы, - видимо, он прав. Великобритания и США, которые всегда имели тесные связи с Пакистаном, решили изменить ситуацию и подтолкнуть военных к тому, чтобы они сместили Имран Хана".
По словам эксперта, "что касается перспектив развития отношений между Пакистаном и Россией, то если Имран Хан удержится у власти, то все документы, которые были подписаны во время визита его в Россию в феврале этого года, будут соблюдаться. Кроме того, что касается "Пакистанского потока", то здесь Россия выступает главным модератором проекта. И здесь возникает вопрос, насколько сохранится эта позиция России. Если бы был какой-то другой режим в Пакистане, то этот проект мог быть переигран в сторону Китая, потому что пакистано-китайские отношения по-прежнему остаются очень тесными. Поэтому все зависит от того, какой режим сохранится у власти в Пакистане. А что касается других направлений сотрудничества, таких как борьба с терроризмом, вопросы экономического сотрудничества и торговых соглашений, то Россия удержит свои позиции".