Москва
22 ноября 2025 / 00:05
Москва
22 ноября 2025 / 00:05
Котировки
USD
22/11
79.0246
0.0000
EUR
22/11
90.5625
0.0000
Политика
США намерены «перекрыть кислород» Пакистану
Вашингтон стремится лишить Москву важного партнера в Азии
5 апреля 2022 / 21:31
США намерены «перекрыть кислород» Пакистану

Сергей Саенко, международный обозреватель

Накануне премьер-министр Пакистана Имран Хан отправил в отставку правительство и призвал к досрочным парламентским выборам, которые пройдут в 90-дневный срок. Данное событие произошло сразу после того, как 3 апреля вице-спикер парламента Касим Хан Сури воспрепятствовал голосованию по вотуму недоверия премьеру и предупредил о «попытке смены власти путем иностранного заговора».

Необходимо отметить, что развал правящей коалиции в Пакистане начался не сегодня. Это обозначилось после того, как 24 февраля, в день начала российской военной спецоперации на Украине, пакистанский премьер посетил с первым за четверть века визитом Москву, где провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Данный факт очень не понравился Вашингтону, и он начал процедуру отставки Имрана Хана, подкупив  с этой целью депутатов накануне голосования в парламенте страны. После этого кризис власти в Пакистане нарастал, и его пик пришелся как раз на минувшее воскресенье.

Именно в этот день оппозиция рассчитывала добиться первого в истории Пакистана смещения премьер-министра путем вотума недоверия в парламенте. Судьба Имрана Хана выглядела практически решенной. Однако быстрая победа над премьер-министром в последний момент выскользнула из рук его противников: вице-спикер Касим Хан Сури отклонил голосование по вотуму недоверия. Он мотивировал это тем, что инициатива смещения премьера была инспирирована внешними силами. Вице-спикер усмотрел в этом нарушение статьи 5 Конституции Пакистана, которая провозглашает основной обязанностью каждого гражданина страны верность государству.

И хотя вице-спикер парламента не назвал конкретного инициатора вынесения вотума недоверия премьер-министру, многим было ясно, что за этим стоят Соединенные Штаты. Отметим, громкий скандал в отношениях Исламабада и Вашингтона в последнее время развивался по нарастающей. В первую очередь он был связан с серией заявлений Имрана Хана о том, что за предложением сместить его с должности стоят именно США. Хотя Вашингтон, если следовать публикации в газете The New York Times, данный факт категорически отвергает. Конечно, кто же во всеуслышание заявит, что он вмешивается во внутренние дела суверенного государства.

За событиями в Пакистане, стране с населением более 220 млн человек и обладающей ядерным оружием,  внимательно следят в российской столице, поскольку России далеко не безразлично, что происходит в этой стране. И тому есть ряд причин. Во-первых, Исламабад является членом ШОС, где Москва играет не последнюю роль, и деятельности которой российская сторона придает большое значение. Во-вторых, есть еще и экономический аспект, связанный с проектом «Пакистанский поток», двустороннее соглашение о строительстве которого было подписано в Москве 28 мая 2021 года. В частности, в ходе состоявшейся на прошлой неделе в китайском городе Туньси встречи главы МИД России Сергея Лаврова и его пакистанского коллеги Шаха Махмуда Куреши стороны назвали приоритетными задачами реализацию данного газопровода. Кстати, «Пакистанский поток» обсуждался и в ходе февральского визита Имрана Хана в Москву, равно как и другие проекты в энергетической сфере. Не будем забывать и о российских поставках вооружения Пакистану, в частности средств противовоздушной обороны (ПВО), противотанковых комплексов и стрелкового оружия.

Хотя сейчас основной сегмент сотрудничества между Москвой и Исламабадом охватывает ограниченный продовольственный и сырьевой сектор, тем не менее, в экономических отношениях России и Пакистана есть значительная динамика. Так, в прошлом году товарооборот России с Пакистаном увеличился более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. При этом военное сотрудничество между двумя странами проходит согласно плану. Так, регулярно проводятся совместные военные учения, в частности маневры «Дружба», на территории обеих стран. Например, в 2021 году эти учения прошли в Краснодарском крае. Уникальную возможность может представлять и развитие в Пакистане туристического кластера с российским участием - как на побережье, так и по проторенным историческим маршрутам от Мохенджо Даро и культурной столицы Лахора до долины Сват, населенной уникальной народностью калашей, и горной вершины К2.

И если вдруг в Пакистане произойдет смена власти, то это может обнулить многие договоренности с Москвой, учитывая, что новая власть в стране будет явно проамериканской. Особенно с учетом того, что нынешние военно-политические тяжеловесы в стране выступают против сотрудничества с Россией из-за ее спецоперации на Украине и ратуют за более тесные связи с США. Отметим, что нынешний дрейф военной верхушки Пакистана в сторону Вашингтона может иметь негативные последствия для России и в Центральной Азии (ЦА) – регионе, где влияние Москвы традиционно сильно. Особенно с учетом того, что многие страны ЦА граничат с по-прежнему нестабильным Афганистаном, где у власти с августа прошлого года находится движение «Талибан» (запрещено в России).  

В свою очередь спецслужбы Пакистана имеют тесные связи с талибами и способны оказывать на них определенное влияние. Не будем забывать, что в Афганистане по-прежнему находятся террористические группы «Исламского государства» и «Джамаата Ансаруллы» (обе группировки запрещены в России), которые не утратили интереса к проектам расширения «джихада» за пределы афганских границ. В этой связи возможный разворот Исламабада в сторону Вашингтона грозит новым вызовом России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также срывом уже согласованного проекта газопровода «Пакистанский поток».

Какова дальнейшая судьба премьера Имрана Хана во многом будет зависеть от армии, которая, собственно, и привела его в 2018 году к власти. Формально армия держится вне политики. Однако военные по-прежнему продолжают играть большую роль в управлении страной. Помимо функций безопасности и обороны многие компании и даже аналитические центры в Пакистане основаны бывшими военными, и эта преемственность довольно ощущается в общественно-политической жизни.

Сегодня есть явные признаки того, что генералы недовольны главой правительства. Поэтому ему, возможно, придется уйти. Однако при любом ходе развития событий, можно с большой долей вероятности предположить, что Пакистан сохранит тесные связи с Китаем. По поводу отношений с США - настроения элиты и массы простых людей расходятся. Элита однозначно смотрит в сторону Запада, а  среди широкой публики, по опросам общественного мнения, преобладают антиамериканские настроения. В случае смены власти, как считают эксперты, взаимоотношения с Россией могут ослабнуть, поэтому такое развитие событий в Пакистане крайне нежелательно для Москвы.