Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Страны Евросоюза продолжают обсуждать режим эмбарго для российской нефти, полагая, что так можно побудить власти РФ остановить военную спецоперацию на Украине. Но очень сомнительно, что давление на нефтяной сектор станет значимым фактором для принятии подобного решения Москвой.
Тем временем, работа над очередным пакетом антироссийских санкций продолжается, и список ограничений, которые Брюссель планирует объявить 6 апреля, может быть изменен. Об этом сообщил телеканал CNBC со ссылкой на источники. Хотя и уточняется, что ЕС пока не пришел к согласию по ключевому вопросу — распространять ли ограничения на импорт российских энергоносителей. А как заявила 5 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, в планируемом «пятом пакете» фигурирует пункт о запрете для российских кораблей заходить в европейские порты. «Исключение будет сделано для судов, которые везут сельхозпродукцию, продукты питания, гуманитарную помощь, а также энергоносители», – пояснила Ляйен. То есть танкерный флот РФ — за скобками готовящейся санкционной резолюции ЕС.
Однако, тема бойкота российского черного золота в перспективе остается, и реализация этого сценария поставит руководство Евросоюза перед необходимостью срочно найти альтернативного поставщика. А власти России, соответственно, найти новые рынки сбыта.
Индия и КНР – главные игроки в кейсе большой диверсификации российского нефтяного экспорта. Синхронно с постепенным отказом недружественных стран от нефти из РФ будет происходить «переток» ее поставок на рынки государств Азиатско – Тихоокеанского региона (АТР). Кроме того, Турция может стать ключевой страной, через которую российская нефть будет сбываться в Европе.
Согласно сообщению агентства «Интерфакс», за первые три дня апреля прокачка по нефтепроводам в дальнее зарубежье увеличилась на 3,4%, до 224 000 тонн в сутки. Лидерами за трехдневку среди направлений экспорта российской нефти стали Китай (+10%) и, что удивительно, Польша (+80%). Апрельский «рывок» поставок российской нефти в Польшу контрастирует с взятым Варшавой курсом на полный отказ от российской нефти.
При этом российский сорт Urals продается сейчас с дисконтом из-за санкционных рисков. Он заметен, но при нынешних ценах не фатально портит экономику российским экспортерам. По подсчетам Минфина РФ, дифференциал цены на Urals к эталонному сорту Brent на торгах в Европе в марте составлял в среднем $20–25 за баррель. Скидка на нефть Urals в 20-30% в нынешних условиях приемлема. Дисконт обусловлен санкционной компонентой – но этот риск, как показывает практика нынешней весны, покупатели вполне готовы принимать.
К примеру, Индия в марте резко нарастила закупки нефти Urals. По данным исследовательской компании Kpler, с начала марта в страну было направлено 5 партий объемом около 6 млн баррелей, что составляет примерно половину объема поставок по итогам 2021 года. И прогнозный консенсус отраслевых экспертов по экспорту Urals – наращивание поставок в Китай и Индию в перспективе. Причем одной из ключевых причин такой трансформации аналитиками называется как раз значительная скидка на партии Urals относительно цены на нефтесмесь Brent.
Аналитики Bloomberg Economics представили расчеты, что, несмотря на ситуацию вокруг Украины и западные санкции, Россия может заработать более $320 млрд на экспорте нефти и газа в 2022 году. И это почти на треть больше, чем годом ранее.
В целом же ситуация на мировом рынке нефти продолжает оставаться комфортной для нефтепроизводителей – баррель Brent в последние недели стабильно дороже $100, а в отдельные сессии марта котировки «бочки» достигали и $120 (а 7 марта, за день до запрета поставок российской нефти в США, и вовсе был зафиксирован «статистический выброс» в $139). Поэтому и решение министров ОПЕК+ от 31 марта не слишком форсировать планы по добыче – вполне логичное и ожидаемое.
Правда, альянс поднял квоту добычи в мае на 432 000 баррелей, что несколько выше плановых 400 000 баррелей. Но это больше технический момент. К тому же «надбавка» в 32 000 «бочек» абсолютно малозначительна в проекции на глобальный рынок нефти, потребляющий около 100 млн баррелей в сутки.
Любопытна другая деталь – ОПЕК+ сообщило, что с февраля отказалось от методик Международного энергетического агентства (МЭА) по оценке картельной добычи. Организацию заподозрили в ангажированности. Правда, заменили МЭА на другие западные структуры – компании Rystad Energy и Wood Mackenzie.
Дальнейшая ситуация на мировом рынке нефти будет зависеть больше от геополитики (прежде всего от хода спецоперации РФ на Украине, активности йеменских повстанцев в части их атак на нефтеобъекты Саудовской Аравии, политического решения по Ирану). Ключевые импортеры нефти крайне недовольны складывающимися ценами. Но весь вопрос в том, какие реальные ответные меры они способны предпринять.
Одним из заметных шагов «штаба потребителей» нефти, нацеленным на стабилизацию нефтяного рынка, стало решение властей США распечатать стратегические резервы. Причем масштаб планируемых интервенций внушителен. Речь идет о подъеме из резервов по 1 миллиону баррелей в день в течение полугода. «Первые 90 миллионов баррелей нефти из резерва поступят в промежутке между маем и июлем», – уточняется в пресс-релизе, распространенном 1 апреля Минэнерго США.
Безусловно, это ответ государствам ОПЕК, которые игнорируют перманентные призывы американских властей ускоряться в наращивании добычи. Кроме того, глава Белого дома Джозеф Байден полагает, что так можно снизить мировые цены на нефть. Но ожидаемый эффект вряд ли последует, судя по реакции бирж – баррель Brent 5 апреля котируется дороже $108. К тому же по прошествии полугода американцам необходимо будет восполнять растраченное – то есть впереди снова маячит фактор для роста спроса на нефть. То есть новый стимул для «бочки» дорожать.