Российское дипведомство направило ноту в афганское посольство о признании Джамала Насира Гарвала временным поверенным в делах Афганистана в Москве. Об этом заявила в среду на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
"Сегодня МИД России направил ноту посольству Афганистана об официальном признании статуса этого афганского дипломата в качестве временного поверенного в делах Афганистана в Москве. Расцениваем это как шаг на пути к возобновлению полноценных двусторонних дипломатических контактов", - указала Захарова.
Она отметила, что дипломатические контакты между двумя странами не прекращались и после смены власти в Кабуле. "А контакты с движением талибов (движение "Талибан", запрещено в РФ) мы осуществляли еще до смены власти также, - продолжила она. - Посольство России в Афганистане продолжает работу в обычном режиме. Что касается сотрудников афганской дипломатической миссии в Москве, то они были назначены еще предыдущей властью".
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский поясняет, что "признание Россией афганского дипломата, представителя талибов означает фактическое признание того, что у власти в Афганистане находится движение Талибан. Именно фактическое, не международно-правовое, не юридическое. Но по факту признать представителя - это означает, что с данной политической структурой Россия готова к диалогу. Вот это действительно существенно".
По словам эксперта, "чтобы снять статус запрещенной организации в России, Талибан должен хотя бы доказать, что его действия не направлены против собственного народа. Кроме того, надо понимать, что Талибан стремился и стремится установить связи именно с Россией. Но Россия осторожно всегда себя вела, да и сейчас смотрит на то, какая ситуация в самой стране, есть ли другие силы, которые претендуют на власть. Так же раньше Россия обращала внимание на реакцию международного сообщества. Но сейчас я не думаю, что это актуально. Хотя тем не менее Россия всегда оглядывалась, как ведут себя те или иные страны по отношению к такого типа правительству Афганистана. Поэтому перспективы признания скорее есть, чем их нет. Потому что диалог нужен, помогать афганскому народу в гуманитарной сфере надо, потому что Запад, и Россия в этом убедилась, не стремится исправлять собственные ошибки в этой стране".