Марина Харькова, журналист, Донецк
С древнейших времен этическое правило требует относиться к телам погибших солдат - своих и чужих - с уважением. Этот принцип закреплен и в международном праве по обращению с останками во время военных действий. Кроме соблюдения норм морали, есть и практическая сторона – установление данных погибших солдат, передача их тел противоборствующей стороне сокращает число пропавших без вести, снижает накал и длительность страданий их родственников. Любые проявления неуважения к погибшим, пренебрежение стандартами права и гуманности автоматически ставят виновников в этом в разряд изгоев и дикарей. Но именно так выглядит сейчас украинский режим Зеленского.
После освобождения территорий Донбасса от украинских оккупантов в ходе спецоперации донецкие степи и посадки оказались заполнены останками военных ВСУ и нацбатальонов. При этом Киев отказывается забирать тела своих солдат. В соответствии с требованиями международного гуманитарного права, тела проходят все необходимые процедуры идентификации и документирования. Однако украинская сторона не отвечает на запросы о передаче тел, таким образом, отказываясь их вывозить на свою сторону. По последним данным, количество погибших украинских бойцов в Донбассе достигает 2,5 тысячи.
Представители донецких республик своими силами организуют сбор и транспортировку тел в местные морги с соблюдением всех условий международных конвенций. Тела доставляются на судмедэкспертизу с целью установления личности погибших и взятия ДНК. Киевские власти поставлены в известность о происходящем и им предложено забрать тела военнослужащих, но украинский режим полностью игнорирует запросы. Данные многих погибших солдат ВСУ невозможно идентифицировать из-за отсутствия при них документов или нашивок на форме, которые бы позволяли определить, к какому подразделению или бригаде был приписан погибший. Дело в том, что боевики нацбатов срезали эмблемы перед боем, чтобы в случае попадания в плен не выдать своей принадлежности к нацистским группировкам.
«В связи с тем, что нет никакой возможности хранить сотни и тысячи тел погибших украинских военных в моргах, в ДНР принято следующее решение. Судмедэкспертиза предоставит описание тела, затем последует присвоение индивидуального номера, если личность погибшего не идентифицирована, впоследствии состоится захоронение украинских солдат и офицеров на специально выделенных участках кладбищ», - рассказала уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова. По ее словам, украинская сторона, которая сейчас отказывается идти на контакт и забирать погибших, сможет провести эксгумацию останков после того, как все необходимые процедуры будут оформлены Киевом. Информация о необходимости забрать тела военнослужащих постоянно передаётся украинской стороне, но идти на контакт они категорически отказываются.
Прошло уже более трех недель, как союзными силами был взят город Волноваха, но тела погибших вояк ВСУ и нацбатов еще два дня назад все еще лежали в черных пластиковых пакетах возле больницы. В моргах наблюдается острая нехватка мест хранения. Грядет весеннее тепло, и не захороненные тела могут стать огромной санитарной проблемой. Такая же ситуация сложилась и в приморском Мариуполе.
Так как в городе бои еще не закончились, до сих пор в разных местах встречаются тела боевиков, лежащих в завалах домов, на лестничных клетках, возле обочин. С людных мест их стараются вывозить, но все осложнено обстрелами и сопротивлением нацбатов, а также их циничными действиями по минированию тел убитых. Под тело может быть положена граната без чеки или рядом установлена мина-ловушка. С такими случаями неоднократно за восемь лет сталкивались бойцы и саперы донецких республик, хорошо изучивших типичное поведение украинских боевиков - от размещения техники в жилых кварталах, использования мирных людей в качестве «живых щитов» до минирования тел своих и чужих солдат, установки растяжек в жилых домах, возле учебных заведений и больниц.
Не менее трудной выглядит и ситуация возле Марьинки, где тоже в полях и окопах массово полегли украинские боевики. Несмотря на продолжающиеся бои и опасность в любой момент попасть под обстрел, в Марьинке начали работать похоронные команды ДНР. Бойцы ищут и собирают тела украинских солдат, передают их судмедэкспертам. Но за 43 дня Украина так и не удосужилась заняться судьбой своих граждан. Они ее не интересуют ни живые, ни мертвые. А сколько еще неопознанных, брошенных своими же сослуживцами и украинским государством солдат осталось лежать по полям и окопам – трудно представить.
Это доказывают и свидетельства луганских бойцов. После того, как защитники Донбасса вытеснили из Рубежного украинских фашистов, тоже были обнаружены многочисленные тела погибших бойцов ВСУ, которых украинцы явно не собирались хоронить или забирать. «С 8 марта вооруженные формирования Украины мало того, что бросают и оставляют свои позиции, они оставляют и своих погибших товарищей. Даже когда территория контролировалась ими и они могли забрать своих погибших, и тем не менее они этого не сделали», - рассказал представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко.
Заведующая отделом судмедэкспертизы Луганского республиканского бюро Ксения Макарова отмечает, что, несмотря на сложности и большой объем работы, обследование и идентификация проводятся в отношении каждого из обнаруженных после боевых действий на том или ином участке. В этом деликатном отношении к погибшему противнику проявляются настоящие, неподдельные гуманность и уважение.
На этом фоне странно и цинично звучат заявления Зеленского, которые выглядят, как бред бесноватого фюрера: «Я думаю, что россияне не хотят показывать, что с трупами. Мы хотим передать им их тела. Мы хотим, чтобы они уехали. Они какие-то мешки предлагали. Это мусорные пакеты. Я бы просто поджег все, что мог бы». В чем должны транспортироваться тела с поля боя, пан президент не уточнил. Вероятно, он предпочитает, чтобы все павшие лежали под открытым небом, а своих вояк Зеленский считает пушечным мясом, которых не надо ни вывозить, ни идентифицировать, ни хоронить.