Сергей Саенко, международный обозреватель
В понедельник, 11 апреля, президент США Джо Байден переговорил в виртуальном формате с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Главными темами переговоров лидеров двух стран стали кризис на Украине и его последствия для мирового рынка продовольствия и сырья. Целью Байдена было убедить Нью-Дели отойти от позиции нейтралитета по украинскому вопросу и поддержать Запад.
Напомним, ранее президент Байден говорил, что Нью-Дели, в отличие от других членов группы QUAD, куда входят США, Австралия, Япония и Индия, колеблется по отношению к России в условиях украинского кризиса. В частности, Индия не ввела санкций против России. Эксперты объясняют это тем, что Москва давно стала самым большим поставщиком вооружений для индийской армии, хотя, надо признать, в последнее десятилетие Индия увеличила закупку оружия и у США. В данном вопросе для Нью-Дели жизненно важно то, что Индии противостоит мощный Китай, а российская военная техника и оружие выигрывают в цене по сравнению с американской.
Как передало накануне агентство REUTERS, нынешняя беседа двух лидеров состоялась в тот момент, когда Соединенные Штаты заявили, что также не хотят, чтобы Индия наращивала импорт энергетических продуктов из России. Об этом прямо сказал заместитель помощника президента США по национальной безопасности Далип Сингх во время недавнего визита в Нью-Дели. С большой скидкой Индия закупила с конца февраля по меньшей мере 13 млн баррелей российской нефти. Тогда как за весь прошлый год – 16 млн баррелей. Далип Сингх также предупредил Индию, что ей не следует помогать России укреплять рубль, пообещав, впрочем, помочь Нью-Дели диверсифицировать закупки за рубежом энергоресурсов и вооружений.
Однако, несмотря на давление Вашингтона, судя по высказываниям бывших индийских чиновников и экспертов, Индия не будет пересматривать основы своей внешней политики. Это продемонстрировала и состоявшаяся сразу после переговоров Байдена и Моди встреча в Вашингтоне в формате «2+2», в которой приняли участие госсекретарь США Энтони Блинкен, глава МИД Индии Субраманиям Джайшанкар, американский министр обороны Ллойд Остин и его индийский коллега Раджнатх Сингх. На этой встрече США продолжили оказывать давление на индийскую сторону, стараясь убедить Джайшанкара и Сингха отказаться от закупок российских вооружений и сократить импорт нефти из России. Но все их попытки не увенчались успехом – Индия не обещала прервать тесного сотрудничества с Москвой.
По сведениям индийского портала MINT, еще до Блинкена и Остина отговорить Индию от военного сотрудничества с Россией пыталась замгоссекретаря США Виктория Нуланд, но ей ответили, что альтернативы российскому оружию слишком дороги. Нью-Дели дал ясно понять, что Индия вовсе не настроена размывать свои связи с Россией ради укрепления отношений с Вашингтоном. Что касается энергоресурсов, то индийская сторона также указала, что законные транзакции между Россией и Индией не следует политизировать. «Наше внимание сосредоточено на том, чтобы поддержать и стабилизировать экономические отношения с Россией», – заявил представитель МИД Индии Ариндам Багчи. Такова официальная позиция Нью-Дели и, судя по всему, индийские власти не намерены ее менять. По крайней мере, в обозримом будущем пока у власти в стране находится правительство Нарендры Моди.
Вместе с тем нельзя недооценивать влияние Вашингтона на политику Нью-Дели. И речь идет не только о сотрудничестве в рамках QUAD. Не будет забывать, что соседи Индии – Китай и Пакистан – далеко не дружественные для нее страны. У Нью-Дели и Исламабада уже на протяжении последних 75 лет (с момента образования двух независимых государств в 1947 году) главный спор развивается вокруг принадлежности Кашмира. В то же время у Индии с Китаем, помимо пограничного конфликта в Гималаях, есть и более серьезные вызовы – борьба за влияние в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) в целом. И пока, если придерживаться мнения многих аналитиков, Пекин одерживает в этом споре победу. И данный факт не может радовать НьюДели. К тому же, как было заявлено официальным представителем администрации США после вышеупомянутых виртуальных переговоров Байдена и Моди, Индию также беспокоит сближение в последнее время России и Китая.
Надо отметить, что Вашингтон замечает «больные точки» Нью-Дели и старается их использовать в своих интересах. Например, на прошедшей только что в Вашингтоне встрече в формате «2+2» было заявлено, что Индия и США планируют развивать двустороннее оборонное партнерство. Стороны также подтвердили намерение по созданию передового и всеобъемлющего оборонного партнерства, благодаря которому американские и индийские военные смогут проводить тесную координацию во всех областях. Помимо этого, Вашингтон и Нью-Дели планируют расширять масштабы проводимых совместных учений военно-морских, военно-воздушных и сухопутных сил.
Правда, не в интересах Индии слишком налегать на свзку с США. Альтернативой такому сближению может оказаться усиление взаимодействия между Пекином, Москвой и Исламабадом. Такой стратегический дисбаланс не в интересах Дели.
Поэтому, как считает большинство российских и индийских экспертов, некоторое улучшение американо-индийских отношений вряд ли способно серьезно подорвать привилегированное стратегическое партнерство России и Индии. Да, западные санкции против Москвы создали определенные трудности для российско-индийских торгово-экономических отношений. В частности, портал Al Jazeera передает в этой связи, что власти двух стран рассматривают возможности создать иной механизм для расчетов. Идет разговор и о системе оплаты в рублях и рупиях. Пока Индия торгует с Россией со значительным дефицитом. Согласно данным индийского правительства, в прошлом финансовом году – от апреля 2020-го до марта 2021 года объем двусторонней торговли составил $8,1 млрд. Считается, что индийский дефицит в торговле еще больше возрастет, если Индия увеличит закупки нефти у России.
В чем же выход из создавшегося положения? Индийские эксперты предлагают представителям среднего и малого бизнеса Индии создавать свои отделения в России и поставлять на российский рынок лекарства, мебель, оборудование для ванных комнат, продукцию сельского хозяйства. Беда только заключается в том, что у российских банков куда меньше опыта работы с мелкими предприятиями, чем у индийских банков. Заметим, идея торговли «рупия – рубль» не нова. Она существовала еще во времена СССР и позже – в период с 1993 по 2003 гг. Обменный курс устанавливался двумя сторонами, но обе они считали его несправедливым, поэтому и отказались от данного вида расчета. Видимо, сейчас настало время вновь вернуться к торговле в формате «рупия – рубль», но подойти к этому вопросу более продуманно и ответственно, дабы не ущемлять интересы ни одной из сторон.
Что же касается российско-индийских отношений в целом, то здесь уместно привести слова индийского министра обороны Раджнатха Сингха, сказанные им в интервью газете Hindustan Times в ходе визита в Америку: «США знают, что Индия и Россия являются естественными союзниками друг друга и что наши отношения очень стабильны». Хотелось бы верить, что такими они останутся и впредь.