Юрий Веслов, военный обозреватель
С утра 18 апреля боевая авиация ВВС и артиллерия сухопутных сил Турции подвергла массированным ударам объекты инфраструктуры Курдской рабочей партии (РПК) и Курдских сил самообороны (КСС) на севере Ирака в районах Зап, Авашин-Басьян и Митина. Началу военных действий предшествовала высадка с вертолетов подразделений специального назначения на глубину 30-40 км от турецкой границы.
Целями ударов стали размещенные в пещерах горной местности склады с оружием и боеприпасами, туннелям и бункерам размещения боевиков, выявленным огневым позициям отрядов РПК и КСС.
«Операция, как и планировалось, успешно продолжается. Цели первого этапа достигнуты. Мы полны решимости спасти нашу благородную нацию от террористической беды, которая преследовала нашу страну на протяжении 40 лет. Наша борьба будет продолжена, пока не будет нейтрализован последний террорист», - заявил министр обороны Турции 18 апреля.
По прогнозам турецких военных аналитиков, нынешняя военная операция будет одной из самых крупных по привлекаемым к ее проведению силам. Турецким войскам предстоит «зачистить» от курдских формирований территорию около 400 км по ширине и до 40 км в глубину Ирака, большую часть которой находится в труднодоступной горной местности. Поэтому сложность операции заключается еще и в том, что курды отлично знают местность, и используют ее условия для внезапных нападений на турецких военных и быстрого скрытого перемещения из мест столкновений.
Боевики несут потери в большей степени от действия турецких разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов и ударов артиллерии. Зачистка местности силами спецназа дает меньший результат. Курды широко используют партизанские методы боевых действий – внезапные атаки, засады, минирование троп и дорог.
Командование ВС Турции ежегодно осуществляет карательные акции против РПК и КСС. Рабочая партия Курдистана (образована в 1978 году, лидер – Абдалла Оджалан)) объявлена в стране вне закона. Отряды организации ведут вооруженную борьбу против турецких силовых структур в Турции с 1984 года под лозунгом создания курдской национальной автономии в составе Турции. Стороны несколько раз прекращали вооруженную борьбу. Последнее перемирие было заключено в 2013 году, но через два года после авиаударов ВВС Турции по северным районам Ирака руководство РПК заявило о намерении не заключать с турками перемирие. Стороны в июле 2015 года возобновили вооруженные столкновения. За этот период потери турецких силовиков составили более 1,2 тысяч, а курдов около 13 тысяч боевиков.
Конфликт между турками и курдами периодически обостряется, и стороны не рассматривают возможностей по его мирному урегулированию. Военно-политическое руководство Турции под предлогом обеспечения безопасности своих южных районов провело в 2018 году военную операцию «Оливковая ветвь) против отрядов РПК и их сторонников на северо-западе Сирии. Ее результатом стала оккупация анклав Африн, где преимущественно проживали сирийские курды.
В настоящее время турки проводят на этой территории политику денационализации, заставляя население изучать турецкий язык и использовать его для оформления документов. Здесь официальной валютой введена турецкая лира, а обучение в школах и других учебных заведениях требуется знание турецкого языка.
Турция претендует на установление своего влияния над восточными районами Сирии, находящиеся сейчас под контролем ВС США и их союзными отрядами курдских «Сирийских демократических сил», близких по идеологии к РПК. Одновременно турки оказывают военную помощь и поддержку сирийским антиправительственным, в том числе террористическим, вооруженным формированиям на северо-западе Сирии.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что нынешнее руководство Турции заинтересовано в сохранении военного конфликта с курдами с целью распространения и укрепления своего контроля над территориями соседних государств – Ирака и Сирии.