Юрий Веселов, военный обозреватель
В начале марта министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что несмотря на союзнические отношения с Киевом, Анкара не намерена направлять на Украину своих военнослужащих. 20 апреля, выступая на традиционном заседании фракции правящей Партии справедливости и развития в парламенте, осудил «одну из стран-членов НАТО в стремлении продления войны на Украине с целью ослабления России».
При этом турецкий министр подчеркнул, что его страна с самого начала вооруженного конфликта выступала за его прекращение и переговоры. Чавушоглу объяснил сохранение позиции Турции о невмешательстве тем, что только Анкаре удалось стать посредником в прямых переговорах между Киевом и Москвой, которые были проведены на уровне глав внешнеполитических ведомств 10 и 29 марта в Анталье и Стамбуле соответственно.
Немного ранее позицию Турции высказал личный советник президента страны Ибрагим Калын, заявивший, что Реджеп Тайип Эрдоган дорожит отношениями с Россией и не намерен их осложнять присоединением к введенным против нее санкциям. Советник пояснил, что Анкара оказывает Киеву гуманитарную помощь, «осуждает аннексию Крыма и не признает независимость новообразований на юго-востоке Украины».
Вполне понятно, что под «одной из стран-членов» НАТО Чавушоглу подразумевает США – лишь только Вашингтон способен оказывать действенное давление на Анкару. Однако в обеих столицах отчетливо осознают по большому счету нецелесообразность и, быть может, даже пагубность последствий отхода Реджепа Эрдогана от выбранной им позиции в отношении конфликта в Донбассе.
Несмотря на все заявления о нейтральности, турки оказали значительную военную и военно-техническую помощь украинскому националистическому режиму. Еще накануне событий, а также в начале их активной фазы, они мобилизовали и переправили на Украину несколько сотен сирийских боевиков, поставили большую (примерно 200 единиц) ударных беспилотных летательных аппаратов вместе с боеприпасами и аппаратурой управления. В украинские войска были направлены советники, инструкторы и технические специалисты. Подтверждение этому служит шеврон об окончании академии сухопутных войск ВС Турции, найденный на месте боев за «Азовсталь» в Мариуполе.
Военные действия на Украине далеко не завершены, и можно не сомневаться в том, что в дальнейшем будут открываться новые факты участия Турции на стороне украинского режима.
Следует отметить, что Вашингтон, ходя и раздосадован неуступчивостью Анкары, вынужден воздерживаться от резких антитурецких выпадов, прекрасно понимая роль и значение этого члена НАТО на ее южном фланге. Турция исторически была и остается в настоящее время реальным военным и политическим противником России. И за океаном это прекрасно понимают.
Сейчас турки «играют свою скрипку» в попытках распространения и закрепления своего влияния не только в регионе, но и за его пределами. Иногда, как может показаться на первый взгляд, в Сирии или Ираке турки действуют вопреки интересам американцев, которые выбрали курдов в качестве союзников в «западную коалицию», а турки их считают террористами. Но англосаксы так же всегда руководствовались только своими интересами, в которых союзы были временными.
Так и с курдами: в настоящее время их военная организация нужна США, чтобы сохранять в регионе раздор и хаос, управлять им со стороны. И в этом турки американцам остаются надежными партнерами, которые так же дополняют раздор, помогая антигосударственным вооруженным формированиям в Сирии. Что касается сирийских курдов, то их участь будет прежней: американцы рано или поздно бросят их на произвол судьбы, на съедение туркам. Только жаль, что их лидеры этого не хотят признать.
Это верно, что Турция отказалась от введения жестких ограничений против России под предлогом того, что ООН не принимало соответствующих решений. Еще бы! В Анкаре прекрасно понимают, что это невозможно по определению.
Нынешние заявления турецкого руководства следует рассматривать, прежде всего, как результат проводимой в Донбассе специальной операции и решительности России полностью зачистить Украину от коричневой заразы нацизма и зарождавшегося фашизма. Реджеп Эрдоган в очередной раз убедился в возможностях Владимира Путина после того, как по просьбе турок в осажденном Мариуполе, в центре «осиного гнезда» националистов была освобождена из плена большая группа мусульман из местной мечети.
Турки боятся и уважают только могущественного противника. Таким для них остается Россия. Именно поэтому Анкара вынуждена каждый раз считаться с реакцией Москвы на те или иные действия, при этом по-турецки бесцеремонно продвигая вперед свои узконациональные интересы. Думается, до поры и до времени.