Сергей Саенко, международный обозреватель
Минувший апрель стал для Индии богатым на визиты зарубежных гостей, что неминуемо свидетельствует о том, что эта страна играет все большую роль на международной арене. Особенно значение официального Нью-Дели возросло после того, как Россия 24 февраля начала военную спецоперацию по защите народа Донбасса. Именно после этого западные визитеры зачастили в Нью-Дели и стали чаще приглашать индийских политиков в свои столицы. Напомним, Индия не присоединилась к осуждению Москвы за этот шаг, заняла нейтральную позицию по этому вопросу и не ввела санкции против России, что не понравилось коллективному Западу во главе с США.
Наступление Запада на Индию началось в первых числах апреля, когда Нью-Дели посетил заместитель директора Национального экономического совета Белого дома Далип Сингх. В ходе визита в Индию он обсудил с коллегами экономические последствия событий на Украине, а также санкции Вашингтона против Москвы. А 11 апреля уже президент США Джо Байден переговорил в виртуальном формате с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Главными темами переговоров лидеров двух стран стали кризис на Украине и его последствия для мирового рынка продовольствия и сырья. Целью Байдена было убедить Нью-Дели отойти от позиции нейтралитета по украинскому вопросу и поддержать Запад.
Однако, несмотря на давление Вашингтона, судя по высказываниям бывших индийских чиновников и экспертов, Индия не намерена пересматривать основы своей внешней политики. Это подтвердила и состоявшаяся почти сразу же после виртуальных переговоров Байдена и Моди очная встреча в Вашингтоне в формате «2+2», в которой приняли участие госсекретарь США Энтони Блинкен, американский министр обороны Ллойд Остин и их индийские коллеги – глава МИД страны Субраманиям Джайшанкар и министр обороны Раджнатх Сингх. На этой встрече высокопоставленные чиновники США также попытались оказывать давление на индийскую сторону, стараясь убедить Джайшанкара и Сингха отказаться от закупок российских вооружений и сократить импорт нефти из России. Но все их попытки не увенчались успехом – Индия не обещала прервать тесного сотрудничества с Москвой.
Дальше – больше. В начале апреля Нью-Дели с визитом посетила глава МИД Великобритании Лиз Трасс, которая без всяких реверансов призвала правительство Нарендры Моди «противостоять агрессии России и уменьшить глобальную стратегическую зависимость от этой страны». «Неспровоцированное вторжение России на Украину подчеркивает необходимость более тесного сотрудничества свободных демократий в таких областях, как оборона, торговля и кибербезопасность», – отметила тогда Трасс. Видимо, в Лондоне (равно как и в Вашингтоне) забыли, что индийцы ненавидят, когда им угрожают или отдают приказы на английском языке. Но это, действительно, так. И с этим на Западе придется считаться.
Да, современная Индия «самая большая демократия» в мире. Но не только, это к тому же и самая большая по населению страна нашей планеты. Там теперь живет на 10 млн человек больше, чем в Китае – 1 млрд 426 млн. И об этом бывшей метрополии Британии следует помнить и прекратить поучать независимую Индию, в том числе и в том, как вести себя с Россией. К слову, отметим, что Москва и Нью-Дели установили дипломатические отношения 13 апреля 1947 года, за четыре месяца до получения Индией независимости от Великобритании, официально объявленной 15 августа того же года.
Следом за Лиз Трасс, во второй половине апреля, в Нью-Дели пожаловал премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Это был его первый визит в Индию в качестве главы британского кабинета. И главной целью этого визита, как не трудно догадаться, было убедить индийское руководство отойти от дальнейшего сближения с Москвой и стать ближе к Западу. В частности, 22 апреля во время встречи с Нарендрой Моди Джонсон всеми силами старался доказать индийскому лидеру, что от сотрудничества с Западом Нью-Дели выиграет гораздо больше, чем от дальнейшего укрепления партнерства с Москвой. Чего только не сулил британский премьер принимавшим его индийским хозяевам: от выгоды заключения соглашения о свободной торговле (FTA) между Лондоном и Нью-Дели до поощрения усилий Индии по налаживания в пику России собственного производства оборонной продукции с использованием британских военных технологий.
Наконец, к числу желающих переманить на сторону Запада Индию, занявшую в украинском конфликте нейтральную, а по мнению противников Москвы, пророссийскую позицию, примкнул Евросоюз. 24–25 апреля в Нью-Дели побывала с визитом председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В отличие от Вашингтона, предпочитающего убеждать всех и вся при помощи «кнута», чиновники из ЕС сконцентрировались на «пряниках», предложив сотрудничество со странами Евросоюза в качестве альтернативы экономическим связям с Россией.
Как сообщило агентство Bloomberg, главной целью встреч Урсулы фон дер Ляйен с высокопоставленными индийскими лицами, включая премьер-министра Нарендру Моди, стала попытка «предоставить южноазиатской стране жизнеспособную альтернативу диверсификации от РФ» – прежде всего в сфере военно-технического сотрудничества, где многие годы лидирует Москва. По данным западных и индийских СМИ, Нью-Дели предложили закупать больше вооружений в Европе и создавать совместные предприятия в этой области. Кроме того, Индии пообещали уже нынешним летом возобновить переговоры о всеобъемлющей торговой сделке с ЕС, которая была, по сути, поставлена на стоп еще в 2013 году, а также создать Совет по торговле и технологиям. Вот только вряд ли индийские власти поддадутся уговорам и напору Запада – привилегированное стратегическое партнерство с Москвой им ближе и дороже.
Правда, с большой долей вероятности можно предположить, что нажим на Индию в попытках «переподключить» ее на Европу и Запад в целом в пику России продолжится. Для этого может быть использован визит Нарендры Моди в Европу, который 2-4 мая проведет двусторонние встречи с переизбранным президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем, а затем примет участие в саммите «Индия – Северные страны» в Копенгагене. И наверняка европейские политики не преминут вновь поведать главе индийского правительства про необходимость диверсифицировать связи с Россией – как минимум в тех областях, где и Старому Свету есть что предложить Индии.
Однако, судя по всему, индийские власти хорошо понимают: если они прислушаются сейчас к Вашингтону и его союзникам и предадут Москву в самый ответственный, почти критический для нее момент, она (Россия) больше не будет балансировать между Нью-Дели и Пекином, а образует устойчивый союз с Китаем. А это то, чего индийцам очень не хотелось бы допускать.
Что же касается перспектив российско-индийских отношений, то здесь уместно привести слова министра обороны Индии Раджнатха Сингха, сказанные им в недавнем интервью газете The Hindustan Times: «США знают, что Индия и Россия являются естественными союзниками друг друга и что наши отношения очень стабильны». Искренне хотелось бы верить, что такими они останутся и впредь.