Марина Харькова, журналист, Донецк
Около 200 мирных жителей удалось вывести с территории меткомбината «Азовсталь» в Мариуполе по гуманитарным коридорам благодаря инициативе президента России Владимира Путина. Заблокированные на предприятии боевики украинских националистических формирований пытались насильно удержать мирных людей на «Азовстали», используя террористическую тактику, известную по боям за города Волноваха и Мариуполь. Обычных людей они превращают в живой щит, под прикрытием которого пытаются выжить или сбежать. Кроме этого, боевики постоянно саботируют все мирные и гуманитарные инициативы Москвы и Донецка по организации гуманитарных коридоров.
Как отмечают в Министерстве обороны России, 30 апреля с территории завода и прилегающих домов вышли 46 человек днем и вечером. На следующий день, 1 мая, удалось вызволить еще 80 гражданских. Еще несколько десятков мариупольцев вышли вечером 2 мая. Из вышедших по гуманитарному коридору жителей города в первый день – большинство захотели остаться в ДНР, во второй – уехать на Украину в сторону Запорожья. Эти, последние, являются родственниками и членами семей боевиков «Азова» (запрещен в РФ как террористическая организация). Например, 30 апреля с территории «Азовстали» и из близлежащих домов вышли 46 человек и они приняли решение остаться в донецкой республике. 1 мая эвакуировано еще 80 гражданских, при этом 69 из них решили выехать на подконтрольную Киеву территорию. Совершенно логично, что мариупольцы решили остаться на родине, а вот пришлые или создавшие семьи с боевиками стремятся как можно скорее покинуть республику. Все они были в итоге переданы представителям ООН и Международного Комитета Красного Креста.
Для безопасности гражданских во время работы гуманитарного коридора воинские подразделения НМ ДНР и ВС РФ обеспечили режим тишины, во время которого боевые действия не велись. Однако украинские боевики устроили ряд провокаций, направленных на срыв эвакуации мирных граждан. Во время перемирия выехали два танка со стороны «Азовстали» на другом фланге и стали вытягивать ещё один танк, который застрял в воронке, чтобы завести его на завод для продолжения сопротивления. Переговоры постоянно затягивались по вине украинской стороны, которая выдвигала или неприемлемые условия, или выдумывала различные отговорки. То боевики требовали много времени якобы на расчистку завалов, то настаивали на перемещении точки выхода мирных и увязывали их выход с выносом раненых националистов. Главной целью националистов и киевского режима было отнюдь не спасение мирных граждан, ставших заложниками, а вывоз раненых боевиков. И к этому привязывались все ультиматумы украинских вояк. Боевикам «Азова» (экстремистская организация, запрещенная в РФ) эвакуация гражданских невыгодна, ведь с уходом женщин и детей они останутся без прикрытия. На заводе остается несколько тысяч дееспособных боевиков, но погибать в блокаде и под бомбежками они не желают. Задачу вывезти своих раненых на Украину с помощью ООН и Красного Креста они в этот раз не выполнили. Гуманитарные коридоры были согласованы только для гражданского населения. Переговорный процесс относительно вывоза раненых украинских боевиков пока закрыт. Раненых боевиков можно было вывозить только на территорию ДНР и только в качестве военнопленных, на это националисты не согласились. Поняв, что их требования в этой части невыполнимы, боевики начали ставить новые условия - не снимать процесс на видео, не запускать беспилотники над гуманитарным коридором и так далее. Все это тоже было связано с попыткой эвакуации раненых вояк. В расчете на это украинская сторона подогнала к заводу 77 автобусов вместимостью 600 человек и несколько десятков машин скорой помощи под эгидой ООН и МКК. Однако заехал на завод только транспорт для заявленного количества гражданских. Боевики, держа в заложниках оставшихся мирных, до последнего момента торговались, требовали вывоза своих раненых в автобусах и скорых, причем с оружием. Ответ был категоричен: только гражданские и только через процесс фильтрации.
С украинской стороны - со стороны Запорожья - приехали десять батюшек Украинской православной церкви Московского патриархата и депутат Верховной рады от партии Зеленского «Слуга народа», чей сын воюет на «Азовстали». Вскоре священники уехали - раздавать гуманитарную помощь в районах Мариуполя, а украинский депутат долго о чем-то договаривался по рации с боевиками. В это время командиры передовых групп контроля заводского периметра спецназа РФ и ДНР контролировали безопасность выхода гражданских с периметра завода, а соседние с промзоной здания были заняты донецкими резервистами - участниками блокады «Азовстали».
Еще 25 человек мариупольцев с прилегающих к заводу жилых кварталов эвакуировались самостоятельно, вне рамок гуманитарной акции. Всех отвезли в п. Безымянное Новоазовского района ДНР на фильтрацию. Им обеспечили питание, медицинскую и психологическую помощь. В целях безопасности и чтобы не допустить провокаций или прорывов боевиков перекрестки и трасса на Мариуполь контролировалась российским и донецким спецназом. Объезд для гражданского транспорта был организован по другим улицам. Сейчас в Безымянном ведется процесс фильтрации вновь прибывших: проверка документов, досмотр, опросы о причастности к украинским вооружённым формированиям и военной деятельности. Фильтрация необходима, так как боевики «Азова» (запрещен в РФ) могли выйти из бункеров завода под видом гражданских. При возникновении подозрений в причастности или пособничестве вооруженным формированиям любые лица будут задержаны до прояснения всех моментов. Фильтрация является обязательной для всех. После процедуры люди определятся с дальнейшим местом проживания и смогут выехать в Россию, на Украину или остаться в Донбассе.
Освобожденные заложники рассказали, что украинские боевики не давали им выйти с «Азовстали»: «Мы пытались выехать трижды, ещё не было сильных обстрелов, но они нас постоянно назад возвращали, не отпускали. Мы пытались возмущаться: как вы можете нас удерживать, если мы просто прятались от обстрелов? Но бесполезно. Нам страшно было. О гуманитарных коридорах боевики нас в известность не ставили. А что мы сами можем знать, если мы на глубине, без связи, без всего?», рассказала Нина Иванова, жительница Мариуполя. Также украинские боевики запугивали гражданских людей расстрелом после выхода из бомбоубежища. Анатолий Борисюк поделился подробностями, как ему с семьей удалось вырваться из заложников: «Они нам угрожали - захотите идти, мы можем шмальнуть в вас. Думайте сами. В итоге, мы не выдержали этого ужаса и просто ломанулись к выходу». В промзоне завода, где укрываются боевики, до сих пор еще остается около 300 мирных жителей. Больше двух месяцев просидевшая в бункере Елена с двумя детьми, рассказала, что никто не знал, что заводские убежища станут боевыми позициями «Азова» (запрещен в РФ): «Боевики прятались за нами, на заводе есть много свободных мест, но они специально становились рядом, где люди, и стреляли от нас».
При этом президент Зеленский считает подобные преступления нормой, о чем заявил в интервью греческому телевидению: «Батальон «Азов» состоит не из добровольцев, а входит в состав национальной гвардии Украины. Все они являются официальной армией нашего государства». На публику Зеленский льет крокодиловы слезы о несчастных женщинах и детях, а за их спинами плетет интриги с подключением Эрдогана и Макрона с просьбами выпустить всех убийц и нацистов. Установлением гуманитарных коридоров для выхода исключительно мирных граждан Москва сорвала игру Зеленского. Тем не менее, Киев подал эвакуацию людей как свою исключительную победу и удачную спецоперацию. «Следующий этап операции – вывести всех остальных», - торжествует переговорщик Давид Арахамия. Тотальная ложь и подмена фактов, из-за чего украинцы выступили против присутствия журналистов и камер и готовы были вообще отказаться от спасения людей, стали символами правящего украинского режима.
Тем временем, в ночь на 3 мая на территории завода «Азовсталь» в Мариуполе украинской стороной был вновь сорван режим тишины и военные ДНР предприняли ответные действия. На территории завода сейчас слышны выстрелы и разрывы снарядов.