Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
На европейском рынке снова дорожает газ: в ходе дневных торгов 12 мая биржевые котировки прибавили примерно 20%, превысив рубеж в $1200 за тысячу кубометров. У столь существенного конъюнктурного рывка несколько причин.
Во-первых, это связано с серьезным сокращением транзита газа через территорию Украины: теперь работает только одна точка входа. Украинская сторона с 11 мая прекратила прием «голубого топлива» для транзита через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка», сославшись на форс-мажорную ситуацию — нахождение объекта под контролем российских военных (на территории ЛНР). Таким образом, для поставки подачи газа в Европу остался только один вход — ГИС «Суджа». «Газпром» объявил, что нет технологической возможности прокачивать прежние объемы транзита через «Суджу», хотя все обязательства перед европейскими потребителями компания продолжила выполнять. Тем не менее, транзит российского газа через территорию Украины с 11 мая заметно снизился. Так, с начала месяца он держался на уровне выше 90 млн кубометров в сутки. А 13 мая, по данным компании «Оператор ГТС Украины», заявка на прокачку через ГИС «Суджа» не превысила 61 млн кубометров, на ГИС «Сохрановка» зафиксировано «нулевое давление».
Во-вторых, 12 мая уже «Газпром» официально объявил, что польский участок системы «Ямал – Европа» не может быть задействован для транзитных нужд ввиду принятых накануне властями России контрсанкций — в перечне оказалась управляющая участком газопровода польская компания EuRoPol GAZ. Ответные санкции РФ ввела из-за того, что в конце апреля польская компания незаконно заблокировала «Газпрому» возможность осуществлять права по акциям и другим ценным бумагам EuRoPol GAZ, а также получать дивиденды.
И в-третьих, санкционный шторм затронул и иностранные структуры «Газпрома», подконтрольные с недавних пор ряду регуляторов из недружественных России стран. В частности, германские власти публично объявили, что ПАО «Газпром» прекратило поставлять компании Gazprom Germania GmbH и ее подразделениям газ. Эти фирмы сейчас находятся под контролем энергетического регулятора ФРГ, что менеджмент росконцерна считает незаконным.
В общем, транзитный потенциал для российского газа в ЕС сильно сужен, и поэтому заполнить европейские подземные хранилища газа (ПХГ) под очередной отопительный сезон до планового уровня становится очень трудноразрешимым ребусом. Это открывает перспективы использования мощности «Северного потока – 2», который был готов к использованию «Газпромом» с начала 2022 года. Но по политическим причинам был окончательно блокирован Берлином и Брюсселем из-за начала военной спецоперации России на Украине. Теперь же нельзя исключать сценария временного ввода в строй этой новой трансбалтийской системы. Политизация здесь по-прежнему высока, но срыв подготовки к зиме чреват попросту замерзанием ряда стран Старого Света. Поэтому евробюрократия вполне может сделать выбор в пользу оперативного использования «Северного потока – 2», ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. Другое дело, захочет ли «Газпром» работать по таким новым правилам — компании интересна долгосрочная стабильная модель поставок, а не практика неких потребительских «рывков» со стороны европейских покупателей газа.
Остро стоит и вопрос с процедурой оплаты газа в рублях. Четких пояснений от Евросоюза на этот счет нет. Многие европейские клиенты «Газпрома» уже открыли счета в Газпромбанке, чтобы иметь возможность платить за «голубое топливо» по новой схеме. Апрельский кейс с «отказниками» (Польши, Болгарии), не пожелавшими принять новую модель расчетов за российский газ, и, соответственно, переставшими его получать напрямую от «Газпрома», отрезвил значительную часть юрисдикций ЕС — там осознали серьезность настроя росконцерна. И перспектива остаться без газа в итоге побудила ряд стран Евросоюза усмирить политические спекуляции и продолжить конструктивно работать с росхолдингом. Причем, если «Газпром»г пойдет по пути Катара или Алжира, которые зачастую юридически запрещают контрагентам (странам-получателям газа по контракту) транзитировать или перепродавать получаемый газ в другие государства, то например полякам придется туго — реверсные поставки российского газа по системе «Ямал – Европа» Германии придется прекратить.
Тем временем, в рамках подготовки Евросоюзом «большого энергетического эмбарго», под сомнением взятие его «нефтяной» ступени (не говоря о «газовой»). Дело в том, что пока в Старом Свете по-прежнему нет консенсуса по «шестому пакету» антироссийских санкций, ядром которого должен стать как раз запрет на операции с российской нефтью. Евробюрократия здесь неугомонна, правда пока ей остается довольствоваться «вербальными упражнениями». 13 мая глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель по прибытии на встречу глав МИД «Большой семерки» (G7) заявил, что «шестой пакет» санкций и нефтяное эмбарго в адрес России обсудят главы МИД ЕС 16 мая на плановой встрече в Брюсселе. «Работа над нефтяным эмбарго продолжается. Уверен, что мы должны избавиться от нефтяной зависимости от России. Поскольку нет решения на уровне послов, это будут обсуждать министры», – заключил он.
В целом же русофобский курс «коллективного Запада» уже давно вне здравой логики: как заявил 12 мая российский лидер Владимир Путина на совещании по экономическим вопросам, «санкционная одержимость» противников России уже стала разрушать их собственные экономики. «Авторы санкций в адрес России, руководствуясь близорукими, раздутыми политическими амбициями, русофобией в большей степени бьют по собственным национальным интересам, по собственным экономикам, по благополучию своих граждан. Последствия рестрикций видны по резкому росту инфляции в Европе. В отдельных странах показатель достигает почти 20% годовых, в целом по еврозоне цены на товары выросли более чем на 11%», – подытожил В.Путин.
Президент России снова предостерег Запад, пояснив, что если конвейер санкций не остановить, то это только усугубит положение дел в Евросоюзе. В России, несмотря на утяжеляемый гнет санкций, экономическая ситуация стабильная — к примеру, рубль ряд западных агентств в мае назвали лучшей валютой 2022 года. Также новостные ленты пестрят сообщениями о росте доходов России от продажи нефти с начала текущего года на 50%.