Юрий Веселов, военный обозреватель
13 мая 2022 года ВВС Израиля нанесли очередной ракетный удар по территории Сирии. На сей раз в операции участвовало шесть израильских истребителей F-16, которые произвели пуск 22 управляемых ракет по сирийскому научно-исследовательскому центру в городе Масьяф и морскому порту Банияс в провинции Хама. Средствами ПВО Сирии были сбиты 16 ракет. Истребители ВВС Израиля осуществляли пуски из района Восточного Средиземноморья без захода в сирийское воздушное пространство.
«Дежурными средствами противовоздушной обороны Сирийской Арабской Республики было уничтожено 16 ракет и один беспилотный летательный аппарат (БПЛА)», - заявил заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирал Олег Журавлев.
По свидетельству руководителя лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, жертвами налета стали сирийский офицер, четверо бойцов лояльных Ирану милиций, а также восемь мирных граждан, из которых один ребенок. Как подчеркивает правозащитник, это 12-й по счету ракетный удар ВВС Израиля с начала 2022 года. Арабское информационное издание «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщает, что в результате последнего налета был уничтожен сирийский зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С» российского производства вместе с боевым расчетом в составе 5 офицеров.
Предыдущий налет на сирийский военный исследовательский центр и пять других объектов в Масьяфе и его окрестностях был совершен 9 апреля текущего года.
Следует отметить, что морской порт Банияс и город Масьяф расположены в 16 и 47 км от российской ВМБ Тартус соответственно. Между Баниясом и населенным пунктом Джебла (АВБ РФ «Хмеймим») примерно 8-10 км.
Израильтяне с момента ввода ВС России в Сирию лишь однажды (2019 год) наносили удары по средствам ПВО Сирии – по ЗРПК «Панцирь» с использованием ударного БПЛА. По данному факту правительству и министерству обороны Израиля Россия сделала серьезное предупреждение, и попытки повторения обстрелов зенитных средств сирийской армии больше не повторялись.
Военно-политическое руководство Израиля не комментирует фактов нанесения ударов по территории Сирии и оправдывает действия авиации необходимостью обеспечения национальной безопасности, обвиняя Иран в стремлении по усилению военного присутствия в Сирии и снабжении современным оружием и высокотехнологичной военной техникой ливанской организации «Хизбалла». Все обвинения в противоправной антисирийской деятельности, в том числе в ООН, Тель-Авив отрицает, а решения открыто игнорирует, заявляя о твердом намерении продолжать бомбить сирийские военные объекты, которые используются лояльными Ирану милициями.
Россия неоднократно выражала опасения по поводу возможных жертв своих военных специалистов, которые в момент ударов могут находиться на объектах сирийской армии, предупреждала о недопустимости эскалации напряженности между Израилем и Сирией и отсутствием реальной угрозы безопасности еврейского государства со стороны Дамаска и его союзников. На что получала известный ответ.
С большой долей уверенности можно предполагать, что возросшая активность военных действий Израиля против Сирии и ее союзников связана с сокращением численности российских военных специалистов и советников в арабской стране и отправкой их в места прежней службы. По мнению региональных аналитиков, накануне начала Специальной военной операции РФ в Донбассе в САР находилось примерно 63 тыс. российских военных. В настоящее время их численность не превышает 10 тысяч человек. Руководство еврейского государства решило использовать временные слабые стороны боеготовности сирийской армии.
Не секрет, что в составе боевых расчетов некоторых средств ПВО Сирии несли боевое дежурство российские военные специалисты с целью передачи боевого опыта своим сирийским коллегам. Наличие высококвалифицированных профессионалов в органах управления оружием и техникой многократно увеличивало боеспособность сирийских расчетов, экипажей и подразделений сирийской армии.
В настоящее время советники и военные специалисты Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) Ирана заняли переданные им россиянами высвободившиеся объекты, помещения и опорные пункты. При этом часто на позициях размещаются слабо подготовленные бойцы про-иранских милицейских формирований, а сирийские военные в отсутствие россиян порой грубо нарушают основные требования военной практики, законов войны, профессиональных рекомендаций и элементарных правил соблюдения безопасности и маскировки. Именно по этим причинам сирийцы несут наибольшие потери в личном составе и военной технике.
Можно не сомневаться в том, что военно-политическое руководство Израиля в ближайшей перспективе будет наращивать провокационные действия в Сирии с целью дальнейшей дестабилизации обстановки в стране, взращивания недоверия ее народа к национальной армии и негативного отношения к российскому военному присутствию.
Следует подчеркнуть, что нынешнее правительство еврейского государства взяло курс на подрыв стратегических интересов России в Сирии и регионе в целом, отказалось от сотрудничества по многим важным международным вопросам, ведет враждебную Москве деятельность на Украине. Поэтому вряд ли есть разумный смысл рассчитывать на доверительные отношения с данным государством в ближайшей перспективе.