Марина Харькова, журналист
Капитуляция украинских нацистов, несколько недель просидевших в бункерах мариупольского металлургического комбината «Азовсталь», идет уже двое суток.
После освобождения приморского города Мариуполь союзными силами России и ДНР в ходе спецоперации остатки украинского гарнизона в составе боевиков карательного батальона «Азов» (запрещен в России), входящего в Нацгвардию Украины, морпехов и вояк ВСУ, солдат погранслужбы и полицейских забились в подземные укрытия завода и продолжали сопротивление, несмотря на их блокаду союзными войсками. Из подземелий боевики записывали видеообращения с требованиями немедленно их спасти, адресуя их сначала Киеву и Зеленскому, а потом всем подряд – турецкому и французскому президентам, папе Римскому, американскому бизнесмену Илону Маску и другим персонам.
Пока украинская пропаганда бессмысленно и беспощадно лепила героев из убийц и мародеров Мариуполя, они ныли на камеру и ставили ультиматумы. Еще в конце апреля боевики «Азова» грозно заявляли, что не согласны на сдачу в плен без оружия, как того требует Российская Федерация: «Мы готовы только эвакуироваться в третью страну, сохраняя личное стрелковое оружие». Теперь, потеряв надежду на деблокаду военным путем и на заступничество западных покровителей, без всяких условий они сдаются в плен России и ДНР.
Первая часть боевиков сложила оружие 16 мая, сдача в плен этой группы произошла после того, как она была отрезана от коммуникаций. Вскоре из подземного хода вышли девять украинских вояк с белым флагом для переговоров. Группа парламентёров противника и группа российских офицеров определили маршрут выноса раненых, после чего украинцы приступили к разминированию проходов и расчистке завалов. Затем капитулировавшие попросили ДНР предоставить дополнительные носилки для ускорения транспортировки раненых и начали выходить на поверхность с наступлением темноты. Процесс продвигался небыстро, боевики несли по тоннелю носилки с ранеными и группами выходили сами. «С блокированными на «Азовстали» достигнута договоренность о вывозе раненых, введен режим тишины и открыт гуманитарный коридор», - сообщили в этот день в Минобороны РФ. Всего в первый день капитуляции с территории мариупольского завода «Азовсталь» вышли 265 боевиков, из них – 51 тяжелораненый. Здоровых вояк, после тщательного обыска, вывезли с завода на десяти автобусах в колонию Еленовки под Донецком, где находятся все украинские пленные, а раненые под охраной отправлены в больницу Новоазовска ДНР, где им окажут необходимую медпомощь.
Первые допросы и следственные действия с украинскими боевиками прошли утром 17 мая в еленовской колонии, часть боевиков автозаками была перевезена в Таганрог. Там следователи СК РФ допросят сдавшихся боевиков. «Следователи СК России в рамках расследования уголовных дел о преступлениях украинского режима против мирного населения Донбасса допросят сдавшихся боевиков, укрывавшихся на комбинате «Азовсталь» в Мариуполе», - сообщила пресс-служба ведомства. Также известно, что для новых партий украинских боевиков специально подготовлена 97 колония в г. Макеевка, ДНР, для чего ранее содержавшихся там заключенных перевели в другие места.
Сдача в плен мариупольского гарнизона продолжилась 17 мая, начиная с 4 утра. Несколько групп боевиков «Азова» и ВСУ выходили из укрытий вразнобой, из разных мест руин «Азовстали». Об этом сообщил командир донецкого батальона «Восток» Александр Ходаковский: «Дневной план на сегодня был - тысяча человек. Ещё осталось пару световых часов до закрытия проходов, но до выполнения плана далеко - выходят партиями и по семь, и по восемьдесят человек, с большими интервалами без особой организации. Процесс растягивается, но даже если последний вышедший отрапортует, что он последний - окончательный вердикт вынесет зачистка. Сюрпризы, конечно, ожидаются. По аналогии с заводом Ильича, где тоже сопротивлялись боевики, все вооружение и оборудование, вплоть до телефонов, они постараются уничтожить, чтобы нам ничего не досталось». Ночью также выходили боевики, для чего в небо постоянно взлетали осветительные ракеты. Контроль за капитуляцией осуществляли войска ДНР и России, а спецгруппы ВВ МВД ДНР принимали пленных. Автобусная колонна с пленными украинскими вояками передвигалась под усиленной охраной, шла в сопровождении бронетехники и боевого вертолёта.
Примечательно, что выходившие в плен во второй партии боевики не выглядели ни изможденными, ни голодными. Молодые нацисты были мрачные, бледные, хорошо экипированы, в чистой одежде, с аккуратно подстриженными бородками как из барбершопа и модными стрижками. С ними вышла группа женщин – снайперш и медиков, в том числе беременных подруг боевиков. Все они также были подвергнуты личному досмотру, после чего были доставлены кто в места заключения, кто – на лечение. Всего на заводе находились 2227 боевиков и они ожидают своей очереди. С ними поддерживается радиосвязь, однако не исключен вариант развития событий, при котором оставшиеся националисты могут напоследок попытаться дать бой или выторговать себе некие преференции. Это касается той группы радикалов, которую возглавляют их командиры – военные преступники Паламар и Прокопенко, а также командир 36-й бригады ВСУ Сергей Волына. Но уже сейчас можно констатировать полный и окончательный разгром азовской группировки украинских войск и крах мифов о «стойкости украинских наследников Бандеры и Шухевича». Чтобы снизить деморализацию украинского общества, пропагандисты и чиновники начали изворачиваться и называть капитуляцию эвакуацией «украинских героев».
«Происходящее на «Азовстали» — операция по спасению заблокированных военных», - заявила заместитель министра обороны Украины Анна Маляр. Якобы это состоялось при участии украинского управления разведки, Минобороны, ВСУ, Национальной гвардии и погранслужбы. «Для дальнейшего их возвращения будет осуществлена процедура обмена», - объявила Маляр, а «процедура эвакуации заблокированных на «Азовстали» была начата 16 мая, потому что Украине было важно выиграть время для формирования резервов, перегруппировки сил и получения помощи от партнеров». И якобы мариупольские «сидельцы с Азовстали» помешали реализовать план быстрого захвата Запорожья, осуществить выход на админграницу Донецкой и Запорожской областей, и это позволило Украине подготовить и создать новые оборонительные рубежи». При этом украинские чиновники не комментируют очевидные факты – потерю больших кусков территории Луганской, Донецкой, Херсонской и других областей, и боятся признать потерю трех тысяч пленных украинских вояк, сдавшихся только в ДНР, еще несколько тысяч пленных украинцев находятся в ЛНР и России.
Намеки Маляр, что пленные боевики пойдут по процедуре обмена, 17 мая остудил спикер Госдумы Российской Федерации Вячеслав Володин. Он выступил с заявлением, что комитетам нижней палаты поручили проработать запрет обмена нацистских преступников, чтобы они могли предстать перед судом. «Нацисты из запрещенного в РФ экстремистского подразделения «Азов» являются военными преступниками, и они не подлежат обмену. Надо сделать все, чтобы они оказались перед судом, ведь это одна из целей спецоперации», - сказал Володин. Он также поручил депутатам подготовить по этой теме протокольное поручение и специальные документы совместно с комитетом по обороне и безопасности. Речь Володина была поддержана всеми фракциями парламента, что говорит о единении мнения депутатов и всего российского народа о недопустимости уступок неонацистам и необходимости наказания и возмездия каждому украинскому военному преступнику по схеме «плен, суд и срок».
А в начале мая глава МИД России Сергей Лавров, говоря о целях российской спецоперации, привел доказательства фашизма на Украине и назвал его главными носителями именно боевиков «Азова» (запрещен в РФ). Он рассказал, что боевики батальона «носят на одежде, своем теле символы и татуировки свастики, нацистских батальонов «Ваффен-СС», изучают и пропагандируют «Майн кампф». Министр добавил, что в подготовке неонацистских подразделений на Украине активно участвовали США и Канада, которые добились, чтобы боевики «Азова» вливались в регулярные вооруженные силы Украины. Сам «Азов» сформировался в Мариуполе в мае 2014 года из добровольцев, а в ноябре тогдашний глава МВД Украины Арсен Аваков ввел радикалов в состав Нацгвардии в качестве полка особого назначения. Именно эти боевики особо зверствовали в Донбассе все восемь лет и виновны в страданиях и гибели жителей Мариуполя. Боевики практиковали жестокие пытки, казни и расправы над мирным населением и никто за это украинской властью наказан не был. Наоборот, боевики награждались, поощрялись и рекламировались как «герои нации». Даже Конгресс США признал их неонацистской структурой в 2015 году, что не помешало американским властям все следующие годы поддерживать, снабжать оружием и одобрять действия боевиков по уничтожению русских.