Юрий Веселов, военный обозреватель
Выступая 22 мая перед своими сторонниками по правящей в стране Партии справедливости и развития в парламенте, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о скором проведении военных действий на южной границе для создания зоны безопасности глубиной до 30 км. По сообщению информагентства Reuters, турецкий лидер добавил: «Главной целью этих действий станут центры нападений на нашу страну и создание районов безопасности».
Военная операция начнется сразу после того, как армия, службы разведки и безопасности полностью подготовятся к военным действиям. Как пишет влиятельное арабское издание «Аш-Шарк аль-Аусат», накануне заявления Эрдогана туркам удалось провести переговоры с представителями Сирии. Заместитель председателя правящей партии Нуман Куртулмуш, по-видимому, отвечавший за их организацию и проведение, охарактеризовал результаты «сложными», а установление отношений с президентом Сирии Башаром Асадом «неприемлемым из-за планов турецкого правительства».
В свою очередь, издание, ссылаясь на свои достоверные источники в сирийском руководстве, информирует о том, что на переговорах Дамаск потребовал вывода турецких войск со всей территории страны в качестве первого и основного условия восстановления отношений с Анкарой.
Эрдоган не просто зондирует мнение Сирии относительно расширения зоны турецкого контроля на севере страны: он кровно заинтересован в победе возглавляемой им Партии справедливости и развития на выборах в парламент, что обеспечит ему продление срока пребывания на президентском посту. В стране продолжают осложняться экономические проблемы и увеличиваться численность безработного населения. Сохраняется девальвация национальной валюты, а инфляция составила 70 процентов.
Ведущие оппозиционные партии требуют от правительства выселения из Турции иностранных беженцев (почти 3,7 млн человек), на содержание которых тратятся средства из бюджета, так как помощь по линии международных организаций постепенно сворачивается.
В программных речах Реджеп Эрдоган заявляет о строительстве жилья для сирийских беженцев на севере Сирии, поясняя, что для «правильного» расселения требуется намного больше подконтрольной туркам территории для обеспечения их безопасного проживания и трудовой занятости. При этом турецкий лидер намерен расселять сирийцев в районах нефтедобычи, тем самым установить турецкий контроль над частью сирийских природных ресурсов.
Следует полагать, что Турция пойдет на расширение своего контроля путем военного оттеснения на юг проамериканских курдских формирований «Сирийских демократических сил», не взирая на мнение по данному вопросу Сирии, России и США. При этом некоторые подразделения сирийской правительственной армии и российские воинские гарнизоны могут оказаться сначала в зоне боевых действий, а затем и в зоне турецкого контроля. Вряд ли Дамаск и Москва в данной ситуации пойдут на развязывание прямого вооруженного конфликта с Анкарой, а Вашингтон не станет вмешиваться в события на стороне курдов.
Реджеп Эрдоган в другой военно-политической обстановке не стал бы продолжать политику «ползучей аннексии», если бы не скованность России проведением военной операции на Украине, которая вынуждает Москву значительно сократить численность военного персонала в Сирии. В складывающейся обстановке России и Сирии выгоднее временно отступить и не препятствовать ослаблению военных возможностей курдских вооруженных формирований, которые в настоящее время враждебно относятся к сирийским властям.
Думается, турки своевременно уведомят руководство России о дате начала проведения военных действий против курдских «Сирийских демократических сил».