Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил, что со среды в стране вводится чрезвычайное положение на фоне конфликта на Украине, который вызвал экономические потрясения в Европе. Соответствующее заявление он сделал во вторник в видеообращении, опубликованном в Facebook (запрещен в РФ, принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Генеральный директор Института политического анализа, профессор ВШЭ Александр Шпунт полагает, что "во многом это искусственное ЧП и оно вызвано прежде всего внутриполитической ситуацией в Венгрии. Известно, что правительство в значительной степени противостоит и парламенту, и давлению извне, прежде всего давлению со стороны ЕС. ЧП позволит правительству и премьеру действовать без оглядки на внешнее давление со стороны ЕС и внутреннего давления со стороны парламента. Конечно, это не ЧП с точки зрения ситуации и экономической, и социальной, но Орбан очень грамотный и опытный политик с многолетним стажем, и он воспользовался возможностью, которая ему представилась, - энергетическим кризисом, который развивается в Европе. Орбан хочет особых условий для Венгрии по поводу российских энергоносителей, не выводить венгерскую собственность из России и других преференций, которых множество".
По словам эксперта, «что касается активизации политики Венгрии по отстаиванию интересов своих соотечественников на Западной Украине, то этот вопрос волнует не только Венгрию, но и ряд других стран. Потому что те законы, которые напринимал режим Зеленского и его предшественника Порошенко по отношению к языкам, к школьному образованию, очень сильно ударили не только по русским, но и по этническим венграм и румынам. Кроме того, исторически Закарпатье обособленно в экономическом плане от остальной Украины. И на этой территории много граждан, которые получили гражданство ЕС, имея на это этническое право, и эта территория насыщена гражданами ЕС, и венгров среди них довольно много. Поэтому вопрос защиты этих граждан для Венгрии не прекращался никогда. И Венгрия всегда очень жестко осаживала Украину по языковому вопросу, по образованию в школах, по насаждению украинизации на этих территориях, и это не прекратится сейчас. Я думаю, что на этой территории, по факту, будет действовать особый режим по отношению и к языкам, и к образованию, и к пересечению границ".