Сергей Саенко, международный обозреватель
Состоявшийся 24 мая в Токио саммит Четырехстороннего диалога по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, Quad), в который входят США, Австралия, Индия и Япония, стал заметным событием, которое активно освещали все центральные индийские СМИ. Такой интерес вполне объясним, поскольку в «четверке» Индия играет одну из ключевых ролей, а США, сознавая одну из ведущих позиций этой страны в Азии, ведет настойчивую борьбу за более активное вовлечение Нью-Дели в Quad.
Настойчивость и упорство Вашингтона в отношении Индии можно объяснить тем, что Соединенные Штаты видят Quad и созданный в прошлом году военный альянс AUKUS (Австралия, Великобритания, США) в качестве главных противовесов Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Но если с тесными союзниками Вашингтона – Лондоном, Канберрой, Токио и Сеулом – все понятно, то оторвать Нью-Дели от Москвы и привлечь его на свою сторону для Белого дома в последнее время стало делом архиважным. А далеко не самые дружеские отношения Индии и КНР – США в этом деле большое подспорье.
Однако проблема Вашингтона заключается в том, что он, несмотря на заинтересованность в укреплении союзов, скуп на позитивные предложения. Например, призывы к Индии и Китаю присоединиться к бойкоту России сопровождаются не выгодными экономическими предложениями, а предостережениями о «цене» за нахождение на «неправильной стороне истории». Но здесь есть одно большое «но»: Индия не хочет, чтобы ее рассматривали в одной группе с Китаем. На вопрос, к какому лагерю она себя относит, будь то американо-китайское противостояние или конфликт между Россией и Украиной, Нью-Дели обычно отвечает, что это «индийский лагерь». Другими словами, для нее «отличие от других» само по себе является важной составляющей частью внешней политики, которая показывает, что она обладает полной независимостью и суверенитетом. И все же следует признать, что США достигли определенных успехов на пути сближения с Нью-Дели. По крайней мере, последние публикации индийских СМИ говорят именно об этом.
Так, газета The Hindustan Times поместила статью главы индийского МИД Субраманьяма Джайшанкара, в которой он подчеркнул, что прочное становление Quad стало одним из главных достижений восьмилетнего пребывания у власти правительства Нарендры Моди. По мнению министра, именно Quad стал для Индии не только возможностью для развития двусторонних связей. «Это говорит о ее растущих интересах за пределами Индийского океана. Это также означает не давать другим странам права вето на наш выбор», – указал Джайшанкар.
Другая газета The Tibune выделяет слова премьер-министра Нарендры Моди о том, что Quad продвигается вперед с конструктивной повесткой дня для ИТР, что еще больше укрепит его имидж «силы добра». Издание подчеркивает слова Моди о том, что сотрудничество между странами Quad в различных областях способствует миру и стабильности в регионе в целом.
Индийская телекомпания NDTV News сообщает, что поле приезда из Токио,Нарендра Моди провел заседание кабинета министров страны по итогам саммита Quad, на котором он подробно рассказал о темах, обсуждавшихся на саммите, и его встречах в японской столице. В частности, Моди подтвердил приверженность Нью-Дели свободному, открытому и инклюзивному ИТР и отметил важность соблюдения принципов суверенитета, территориальной целостности и мирного разрешения споров.
В свою очередь одна из ведущих индийских газет The Times of India, говоря о саммите Quad, обратила внимание на то, что в день его работы Россия и Китай провели военно-воздушные учения вблизи Японии. По мнению газеты, «Россия и Китай решили сформировать тесный военно-стратегический союз, чтобы взять на себя то, что они считают западной гегемонией, и переписать международный порядок, основанный на правилах… Это, безусловно, ставит Индию в трудное положение, учитывая ее значительные военные связи с Россией и продолжающуюся конфронтацию с Китаем в Гималаях».
Наряду с этим издание отмечает, что «стратегическое партнерство Индии и США – это действительно партнерство доверия. Наши общие ценности и наши общие интересы во многих областях, включая безопасность, укрепили узы этого доверия. Наши отношения между людьми и тесные экономические связи также делают наше партнерство уникальным. Торговля и инвестиции между нами также постоянно расширяются, хотя они все еще намного ниже нашего потенциала».
Здесь необходимо заметить, что, пожалуй, только The Times of India упомянула в своей публикации, касающейся саммита Quad, Россию. Да и то в связи с российско-китайскими военно-воздушными учениями. Судя по всему, официальный Нью-Дели не хочет, по крайней мере, публично, обсуждать нынешний уровень российско-индийского стратегического партнерства и свое отношение к конфликту на Украине, в котором Москва принимает непосредственное участие. Западные СМИ и эксперты считают, что Индия не поддерживает Запад в этом конфликте из-за своей зависимости от российского оружия и вооружений. Это предположение верно лишь отчасти, поскольку Индия считает Россию значимой из-за исторических и жестких геополитических расчетов.
Например, Нью-Дели не рассматривают события на Украине как конфликт между демократией и авторитаризмом (в таком свете это выставляют США) и склонны считать, что в этом кризисе есть и большая ответственность НАТО. Это – как раз одна из причин, почему Вашингтону не удастся добиться успеха в своих усилиях по полному отлучению Индии от России. Вместе с тем в Нью-Дели осознают свою важность в ИТР и считают Quad ключевой организацией, но хотели бы, чтобы это объединение сосредоточилась на вопросах, специфичных для данного региона, а не связывала себя с европейским конфликтом, где они не на одной волне.
Не будем также забывать, что Индия помимо Quad входит также в БРИКС и в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где Китай – один из самых активных участников. Означает ли это переориентацию индийской политики? «Нет!» – однозначно заявляют в Нью-Дели, поскольку индийская политика традиционно стоит на том, что страна не участвует ни в каких военных блоках. А Quad – это не военный союз. У него гораздо более широкие цели, из которых оборонное сотрудничество составляет лишь незначительную часть. К тому же Индия – лидер Движения неприсоединения, что также является немаловажным фактором.
В этой связи можно предположить, что как бы США ни обхаживали Индию на предмет России, шансов на то, что Нью-Дели поддастся давлению Вашингтона немного. Это косвенно подтвердило и заявление Белого дома по итогам переговоров лидеров США и Индии 24 мая в Токио, где по украинской теме прозвучала лишь фраза о том, что «Джо Байден опять осудил Россию», не сказав при этом, сделал ли Нарендра Моди то же самое.
Так что Индия, как стойкий оловянный солдатик, по-прежнему остается на позициях суверенитета и нейтрального статуса.