Юрий Веселов, военный обозреватель
Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Особенно накануне подготавливаемой Турцией новой войсковой операции против союзных США и «западной коалиции» курдских отрядов «Сирийских демократических сил» на севере провинции Алеппо.
Надо полагать, не случайно в преддверии военных действий министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 26 мая дал развернутое интервью телеканалу «RT Arabic» о ситуации в Сирии, влиянии иностранных сил в урегулировании конфликта в этой стране.
«До сих пор американские военные, оккупировавшие значительную часть территории восточного берега Евфрат, откровенно создают там квазигосударственное образование, поощряя сепаратизм… Все это сказывается на напряженности в этой части региона. Турция, конечно, не может оставаться в стороне», - подчеркнул российский министр.
Поощряя сепаратизм…
Эти слова сказаны о сирийских курдах. В 2018 году Турция объявила о плане проведения военной операции «Оливковая ветвь» в анклаве Африн на северо-западе Сирии, населенном преимущественно курдами. К тому времени в данном районе находились российские военные объекты и относительно малочисленный гарнизон ВС РФ. С целью не допустить турецкой агрессии российское командование предложило курдам дать разрешение на ввод и развертывание в Африне одного из соединений сирийской правительственной армии, на что получило категорический отказ. Именно с этого началось прямое военное вмешательство Турции в вооруженный конфликт в Сирии с последующими операциями по незаконной оккупации ее территории с вытекающими итогами.
Военно-политическое руководство сирийских курдов выбрало себе в союзники США, посулившие им отделение от сирийского государства и, оснастившее их вооруженные формирования оружием и техникой. Начиная с 2019 года сирийские курды активно привлекались к боевым действиям в составе так называемой «западной коалиции» во главе с США против Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная в России международная мусульманская террористическая группировка). Курды особо отличились в боях за сирийский город Ракка, сровняв его при поддержке «союзной» авиации с землей.
В настоящее время курдские формирования «Сирийских демократических сил» совместно с американскими военными контролируют примерно треть территории страны (по оценочным сведениям, до 185 тыс. кв. км). Точных данных об их численности нет, но местные аналитики предполагают до 30-35 тысяч активных боевиков без учета резервистов.
Однако, как показывают события последних лет, курдские формирования не способны эффективно противостоять наступлению отрядов протурецкой «Сирийской национальной армии» (СНА) при мощной огневой и технической поддержке ВС Турции. И сами курды это прекрасно осознают. В основе их тактики лежат методы партизанской войны, от которых они, к сожалению, так и не отказались. Поэтому можно с уверенностью предполагать, что Турция в результате проведения очередной военной акции добьется выполнения стоящих задач.
Американцы не будут вмешиваться в события, так как турки не угрожают интересам США в Сирии: Реджеп Эрдоган четко обозначил рубеж, на который должны выйти лояльные туркам отряды СНА – 30 км южнее государственной границы в провинциях Алеппо и Ракка. Здесь нет нефтяных месторождений, которые контролируют янки, а это главное для них.
По-видимому, не стоит строить иллюзий относительно показной «самостоятельности» турецкой политики в Сирии: Анкара и Вашингтон действуют с учетом общего интереса – обеспечения долгосрочного военного присутствия в стране в ущерб политического курса Москвы и Дамаска.
«…Говорим с курдами. У нас со всеми из них есть каналы общения. Побуждаем их к тому, чтобы они посмотрели внимательнее на недавние истории, связанные с тем, как Соединенные Штаты кому-то что-то обещают и как потом эти обещания выполняются», - добавляет Сергей Лавров.
Да, Россия старается сохранить хоть какие-то связи с сирийскими курдами, на различных этапах предлагая их военно-политическому руководству включить на особых условиях курдские вооруженные отряды в состав регулярных вооруженных сил Сирии, полноценно участвовать в процессе выработки новой конституции, переговорах с властями и прочее. Нет. Наиболее влиятельные курдские партии продолжают выступать против сирийского правительства, настаивая на принципах сепаратного решения сирийского кризиса.
Не секрет, когда положение сирийских курдов в последние годы становится наиболее критичным, они обращают свои взоры на Россию и просят ее активно вмешаться для прекращения кровопролития. И Москва каждый раз останавливает бойню. Что до американцев, то их цель в Сирии озвучил предыдущий президент Трамп – нефть!
Поэтому нечего рассчитывать на то, что янки могут встать грудью на защиту своего союзника по коалиции. Сбегут, ка это было в Афганистане или том же Ираке.
Россия не станет активно вмешиваться в назревающий новый вооруженный конфликт. Курдам необходимо определиться, с кем они будут строить свое будущее. С турками, американцами или с сирийскими арабами при помощи России? Право выбора за ними.