Марина Харькова, журналист, Донецк
«Мы смело отступаем на заранее подготовленные позиции, а противник с позором бежит за нами», - в таком духе украинская пропаганда описывает в эти дни свои тотальные провалы на разных участках донбасского фронта.
Сквозь зубы отдельные персонажи украинских СМИ и представителей власти иногда признают поражения и потери, но тут же получают клеймо предателя и врага Украины. Тем временем скрывать очевидное становится все сложнее. На фронте для украинской армии ситуация складывается далеко не так благополучно, как утверждают в Киеве, заявил недавно главный пропагандист киевского режима Юрий Бутусов. По его словам, украинских военных в окопах сильно удивляет, что информационное пространство переполнено оптимистичными новостями о стабилизации ситуации. «Мы не можем в новостях объявить и 5% того, что происходит на самом деле. На всем фронте идет борьба с очень мощным противником, который прилагает все усилия, чтобы уничтожить наши боеспособные соединения, деморализовать наше общество и принудить к капитуляции. Также ВСУ в последние дни несут огромные потери», - заявил он.
А спикер МО Украины Мотузяник признал, что в Северодонецке обстановка тяжелая - идут уличные бои. ВСУ стараются не допустить окружения у Северодонецка и Лисичанска. Самые ожесточенные бои идут на Северодонецком, Артёмовском и Кураховском направлениях. Армия России ведёт штурмы на нескольких направлениях». Заявления противника процитированы тут специально, они показательны для понимания всей картины, хотя отражают лишь небольшую ее часть.
На самом деле, в ходе наступления союзных сил России и ЛНР создана угроза окружения последнего рубежа обороны ВСУ в Луганской области у Северодонецка. «Территория самого Северодонецка зачищается от украинских националистов, обстановка в городе под контролем», - сообщил помощник главы Чеченской Республики по силовому блоку Апты Алаудинов, который находится в городе в составе подразделений Росгвардии. Освобождение Северодонецка и соседнего Лисичанска важны не только потому, что это последние города под украинской оккупацией. Они становятся ключом к прорыву в направлении крупной агломерации Донецкой области – Краматорско-Славянской. Понимая незавидные перспективы окружения, украинская группировка в Лисичанске и Северодонецке делает попытки дать последний бой, продолжая цепляться за жилую застройку, промзоны многочисленных химических предприятий, прикрываясь оставшимися жителями как живым щитом и срывая эвакуации.
Даже глава администрации временно оккупированной Украиной территории ЛНР Сергей Гайдай признает прекращение эвакуации из городов, но традиционно для украинской власти привирает о причинах. Людей из городов не выпускают вовсе не потому, что все дороги находятся под огневым контролем армий России и ЛНР, а потому, что ВСУ и подразделения нацбатов запрещают людям покидать зону боевых действий. Более того, по тем районам, откуда украинские боевики были выбиты, они сразу наносят массированные удары.
29 мая пресс-служба Народной милиции ЛНР сообщила, что после закрепления наступающих войск в Северодонецке по нему активизировался огонь всех средств украинской артиллерии. Ранее в ЛНР рассказали об огневом контроле Союзных сил над трассой Артемовск-Лисичанск. Таким образом, переброска подкреплений ВСУ по этой дороге уже блокирована. Однако вторая значимая дорога Артемовск-Северск-Лисичанск еще не перекрыта, фактически она остается единственным коридором снабжения и переброски резервов, и по ней же украинская армия может отступить к Артемовску. Именно с этого города сейчас ведутся зверские обстрелы ЛНР из РСЗО «Ураган». 30 мая стал черным днем города Стаханов, где погибли две беременные женщины, еще 15 человек получили ранения, в том числе четверо детей.
Сопротивление ВСУ не случайно сосредоточено в Лисичанске. В силу своего географического расположения город дает преимущество обороняющимся. Он расположен на высоком правом берегу реки Северский Донец, из-за чего Северодонецк с него – как на ладони и хорошо простреливается. Взять Лисичанск со стороны Северодонецка очень сложно, так как необходимо преодолеть Северский Донец, мосты через который разрушены, а наведение переправ под обстрелами обернется высокими потерями. Бои за Лисичанск ожидаются трудные, так как украинскому режиму город важен с пропагандистской позиции в духе «последняя крепость», а жертвы и разрушения в расчет не берутся.
Несмотря на сложности, союзные силы поэтапно продвигаются и успех освобождения всей луганской части Донбасса неизбежен. С территорией Донецкой области ситуация сложнее. Есть несомненные победы на севере, где был взят город Красный Лиман и окрестные поселки, которые уже перешли под управление ДНР. После Красного Лимана, где остатки украинских вояк еще пытаются скрыться в лесных массивах, началось продвижение к Славянску. Штаб теробороны ДНР сообщил о взятии н.п. Старый Караван и Дибровка, что открывает дорогу на Славянск. ВСУ отступили от этих рубежей, и теперь союзные силы ведут зачистку местности. Позиции ВСУ у Райгородка накрываются артиллерией, но враг цепляется за занятые высоты и реку.
По-прежнему нет изменений линии фронта у Донецка, Ясиноватой, Горловки. Авдеевская, марьинская, торецкая группировки ВСУ остаются на своих местах и не разгромлены, а выстроенную за восемь лет эшелонированную линию обороны проломить не удается. Как итог – рост числа обстрелов и жертв в городах и районах, раньше считавшихся относительно безопасными. Омбудсмен ДНР Дарья Морозова заявила, что в зону риска перешли тыловые территории, где обстановка была спокойной даже в 2014-2015 годах.
30 мая в Донецке попали под жестокий обстрел сразу несколько районов города, в том числе центральный, Ворошиловский, и самый дальний от линии фронта – Буденовский. Погибли шесть и ранены 23 человека. Среди погибших и раненых на Буденовке - девочки 14 лет.
Украинские артиллеристы били по городу прицельно – в расчете на множество жертв. Снаряды упали на донецкие школы №22 и №5 и возле учебного корпуса Донецкого университета экономики и торговли. В школу было прямое попадание: в эпицентре погибли две женщины, еще одна скончалась от ранений. Взрывы раздались неожиданно, школы находятся практически в центре города, куда давно не прилетали украинские снаряды. В момент обстрела преподаватели вели в школах дистанционные уроки и консультации из кабинетов. Снаряд вызвал обрушение перекрытий и стен, осколками ранило еще нескольких учительниц.
Кроме обстрелов центра города, боевики в этот же день били и по окраинам Донецка всеми калибрами. Особенно активно враг применял реактивные системы залпового огня - «Град» и «Смерч», и самоходки тяжелого калибра 122 и 152 мм. За день до массированного огневого налета, 29 мая, ВСУ тоже безжалостно обстреляли Донецк и Макеевку. Тогда погибли пять и еще двадцать три человека были ранены. Продолжаются обстрелы городов Еленовка и Горловка, там украинские снаряды разорвались возле детского сада, были серьезно повреждены, разрушены дома, электроподстанция, газопровод.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков осудил удары ВСУ по школам: «Сами по себе факты нанесения ударов по детским учреждениям, объектам гражданской инфраструктуры - это возмутительно. Именно с этим и борются наши воины. Защита людей от неонацистов, которые делают подобное, основная цель, которая преследуется во время специальной военной операции».
В ходе расследования по факту очередных обстрелов Донецка со стороны украинских боевиков выяснилось, что по городу начала бить артиллерия калибра 155 миллиметров, которой Запад сотнями единиц снабжает украинскую группировку. Так страны НАТО стали пособниками украинских карателей в уничтожении русских людей Донбасса. Все западное оружие прибыло на фронт и начало сеять смерть и разрушения. Дальнобойность американских самоходок позволяет достать почти любую точку в донецких республиках и теперь риск гибели в любом месте стал еще выше. Фактически каждый день и час дончане играют в рулетку со смертью. Понять или предсказать - куда, когда и что прилетит - невозможно. Только полный и окончательный разгром всей группировки ВСУ в Донбассе остановит этот кошмар.
На фоне жутких обстрелов ДНР переживает критическую нехватку воды. Украина отключила насосные станции канала «Северский Донец - Донбасс», что в условиях тридцатиградусной жары равносильно гуманитарной катастрофе. Хотя воду стараются подавать по графику, в большинство районов ее поступает мало и она стекает тонкой струйкой. Решение проблемы возможно только после освобождения Славянска – города, откуда все начиналось в 2014 году и где должен прийти конец бесславной украинской военщине.