Москва
21 ноября 2025 / 20:13
Москва
21 ноября 2025 / 20:13
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Безопасность
Японо-американский союз сквозь призму кризиса на Украине
Бывший премьер Абэ поделился своими наблюдениями о вашингтонской политике
31 мая 2022 / 21:44
Японо-американский союз сквозь призму кризиса на Украине

Андрей Ильяшенко, международный обозреватель

Отечественные СМИ оперативно откликнулись на некоторые пассажи из обширного интервью бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ британскому журналу The Economist https://www.economist.com/AbeInterview . Однако, возможно, тяга к оперативности несколько размыла значение некоторых высказываний Абэ.

А присмотреться к ним надо хотя бы потому, что Абэ сейчас не отставной политик, как его представили у нас, а глава крупнейшей фракции в правящей Либерально-демократической партии Японии. С учетом того, что Япония - по сути парламентская республика, от позиции Абэ сейчас во многом зависит, кто возглавит правительство и ключевые посты в кабинете. Он, несомненно, наиболее влиятельный и опытный политик в стране и фактически закулисный «делатель королей». И «прозревать» после выхода в отставку ему не требуется. Он, что называется, по-прежнему «в теме». 

Кроме того, именно Абэ дал старт радикальному пересмотру послевоенной пацифистской политики Японии, активному наращиванию военных возможностей и повышению веса и значения страны в военно-политических раскладах в АТР, да и в целом в мире. Этот курс Абэ активно продолжают его преемники, в частности нынешний премьер Фумио Кисида.

Соответственно, почти все интервью посвящено проблемам безопасности Японии – второй по мощности экономики Запада и главного военного союзника США в восточной части мира. В этом контексте со стороны журнала прозвучала просьба дать оценку российскому президенту как визави на переговорах. Абэ, встречавшийся с Владимиром Путиным 27 раз, был предельно корректен и лапидарен, заявив: «Я думаю, что он человек, который верит в силу и в то же время является реалистом. Он не тот человек, который преследует идеалы или идет на жертвы ради идей».

Отдав таким образом должное политической практике российского президента, Абэ сразу же заявляет: «До вторжения, когда они окружили Украину, видимо, можно было [избежать войны]. Если бы [президента Украины Владимира] Зеленского можно было заставить пообещать, что его страна не будет вступать в НАТО или заставить предоставить высокую степень автономии двум анклавам на востоке. Я понимаю, что это было бы трудно сделать — возможно, американский лидер смог бы это сделать. Но, конечно, [Зеленский] отказался бы».

Слова в скобках вписаны, видимо, японской стороной при согласовании текста интервью, поскольку в иных местах редакция британского журнала указывала свое авторство уточнений.

Из высказываний Абэ следует, что он дистанцируется от каких-либо экзотических версий о возникновении кризиса на Украине, например – идеи воссоздания СССР. Он дает понять, что кризиса можно было избежать, если бы Байден использовал свои возможности заставить Зеленского принять российские рациональные требования нейтралитета Украины, а также особый статус ЛДНР. Однако Байден этого не сделал, поскольку Зеленский не сговорчив.

Речь тут, конечно, в первую очередь не о Зеленском, а об американском президенте и его действиях на фоне угрозы крупного международного кризиса. Сквозь «трудности перевода» витиеватого языка японских политиков проглядывает некая неудовлетворенность. Мол, Америка должна предупреждать кризисы, а она проявила пассивность. «Однако теперь, когда мы здесь, я думаю, что единственный путь вперед — это поддерживать Украину…», - как-то безысходно продолжил свою мысль бывший японский премьер.  Что-то ему в подходе США, похоже, не нравится.

 

И не только в подходе к европейским делам.

Вот еще коварный вопрос журнала: "Насколько вы беспокоитесь о надежности Америки в долгосрочной перспективе?" 

Ответ по поводу этого главного для союзника качества очень уклончив:

"Америка может сохранить свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и реализовать свою стратегию передового развертывания потому, что Япония размещает американские военные базы и предоставляет порт приписки для их авианосцев.

Китай продолжит наращивать свою военную мощь. Конечно, Япония в одиночку не может уравновесить военную мощь Китая, поэтому Япония и Америка должны сотрудничать для достижения баланса. Вот почему во время моего правления я изменил толкование права на коллективную самооборону и создал законодательство о безопасности, чтобы Япония и Америка могли тесно сотрудничать для разрешения таких ситуаций. Но американо-японский союз жизненно важен и для Америки, особенно для ее способности сохранять свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе".

Согласитесь, Абэ не говорит ни «да», ни «нет». Он скорее напоминает Вашингтону, что сохранить союзнические связи с Токио в американских интересах.

Или вот еще пассаж на эту же тему.

Вопрос:"Когда смотришь на Америку сегодня, видишь внутреннее разделение и тенденцию к отступлению от мира. Вас это беспокоит?" 

Абэ отвечает: «Традиционно в Америке Республиканская партия ценит своих союзников. Однако верно то, что президент [Дональд] Трамп выдвинул много требований к союзным странам в рамках своей политики «Америка прежде всего». Я потратил много времени, объясняя президенту Трампу, какую пользу Америке приносит союз США и Японии».

Ох, неспокойно, похоже, на душе у токийских стратегов за судьбу американо-японского союза. И они не сидят сложа руки, о чем тоже рассказал Абэ. Но об этом позже.