Сергей Саенко, международный обозреватель
Немецкий социологический институт Latana и европейское НКО «Альянс демократий» в период с 30 марта по 10 мая провели исследование касательно украинского кризиса. В рамках исследования было опрошено более 50 тыс. человек в 52 странах, включая Россию. Отметим, это первое столь масштабное исследование общественного мнения разных стран с начала российской специальной военной операции на Украине.
Так вот, исследование показало, что граждане большинства западных стран готовы на разрыв экономических связей с Россией из-за Украины и выступают за наращивание санкционного давления на Москву, в то время как респонденты в Азии и Африке выступают за продолжение сотрудничества, а в Латинской Америке мнения разделились. При этом опрос показал, что одни склоняют Киев к перемирию с Москвой, другие убеждают сражаться до последнего солдата. Среди 32 заданных респондентам вопросов был вопрос и об их отношении к России в целом. Ожидаемо оказалось, что хуже всего к нашей стране относятся в Польше (87%), на Украине (80%), в Дании (79%) и Швеции с Ирландией (по 77%). В то же время наибольшее число симпатизирующих России нашлось в Китае (59%), Индии (56%), Пакистане (48%), во Вьетнаме (46%) и в Алжире (43%).
В большинстве стран Латинской Америки число тех, кто за или против разрыва связей с Россией из-за спецоперации на Украине, примерно равно. Скорее за прекращение сотрудничества – граждане Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии и Чили. За сохранение связей в экономике выступает большинство респондентов в Мексике и Перу.
Ближний Восток был мало вовлечен в это исследование. Но, согласно опросу, проведенному в апреле–мае одной из ведущих ближневосточных англоязычных газет Arab News совместно с компанией YouGov, 66% респондентов в странах Ближнего Востока и Северной Африки заявили, что не имеют никакой позиции по поводу конфликта между Россией и Украиной. Опрос проводился онлайн в 14 странах региона и охватил почти 8 тыс. респондентов. Те, кто выбрал чью-либо сторону, разделились почти поровну: 18% поддержали Украину и 16% – Россию. 24% опрошенных возложили вину за конфликт на НАТО, в то время как 13% заявили, что ответственность несет президент США Джо Байден. 16% обвинили в случившемся Россию, а 6% – Украину. Остальные не определились с позицией. Как считают эксперты, разница в отношении связана прежде всего с тем, что «незападные» страны склонны рассматривать войну на Украине как региональный конфликт, а не как серьезную угрозу глобальной стабильности и порядку, как это делает Запад.
Надо подчеркнуть, что оба исследования наглядно продемонстрировали: о глобальной изоляции России в связи с ее военной спецоперацией на Украине, о которой так много говорят на Западе, речь не идет. Тем более нельзя говорить и о том, что из-за украинского кризиса Россия стала государством-изгоем. Заметим, что об этом говорят исследования, проведенные западными социологическими компаниями и СМИ, которые трудно заподозрить в симпатии к нашей стране.
Здесь следует отметить, что в вопросе кризиса на Украине нет единства даже среди стран Запада. Например, позиции США и Великобритании существенно отличаются от позиций Франции и – особенно – Германии, которая остерегается занимать конфронтационную позицию по отношению к Москве. Берлин не хочет брать на себя огромные расходы, связанные и с эмбарго на российский газ. Франция же больше стремится к посредничеству, а не к выбору одной из сторон и конфронтации с Россией.
Однако разногласия между западными странами меркнут по сравнению с диаметрально противоположной реакцией Запада и его союзников в Азии и на других континентах на украинский кризис. Например, Индия и союзные США арабские государства отличаются резким отходом от позиций Вашингтона и явным нежеланием принимать на себя обязательства по украинской проблематике. Позиция Израиля, между тем, интересна тем, что находится где-то посередине между позицией США/Великобритании и ЕС и позицией незападных союзников Соединенных Штатов.
Так, Индия последовательно придерживается позиции неприсоединения и нейтралитета по отношению к кризису на Украине. Отчасти это объясняется традиционно тесными отношениями Нью-Дели с Москвой в сфере военно-технического сотрудничества. На долю России по-прежнему приходится 50% индийского оборонного импорта, хотя в последнее время уровень сотрудничества с Россией снижается, а с США – увеличивается. Нейтральная позиция Индии по Украине особенно примечательна с учетом растущего сотрудничества и сближения интересов США и Индии в связи с вызовом Китая и событиями в Индо-Тихоокеанском регионе.
Позицию Китая по украинскому кризису нельзя назвать однозначной. Пекин выразил тревогу из-за происходящего конфликта, призвал строго соблюдать гуманитарное право и обеспечивать эвакуацию мирного населения. КНР оказывает гуманитарную помощь Киеву, поддерживает соблюдение принципов территориальной целостности и призывает к переговорам. При этом в Пекине не раз заявляли, что именно противоречия в сфере безопасности в Европе, копившиеся не один год, привели к кризису на Украине. В Китае не скрывают и во всеуслышание заявляют, что именно Вашингтон является виновником и главным зачинщиком украинского кризиса. В то же время Китай, всегда придерживавшийся нейтралитета, продолжает следовать выбранной политике и сейчас, отмечая при этом, что он готов «конструктивно сотрудничать с международным сообществом для скорейшего облегчения ситуации и прекращения огня» на Украине.
Позиция Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Саудовской Аравии также неоднозначна. Согласно публикации в газете Wall Street Journal, на ранних стадиях украинского кризиса лидеры обеих стран отказались отвечать на телефонные звонки президента США Джо Байдена, который хотел попросить их увеличить добычу нефти, чтобы снизить ее цены на европейских рынках и уменьшить вред, который наносят введенные против России санкции. Подчеркнем, незападные страны, являющиеся союзниками США, не склонны рассматривать военную операцию на Украине как исторически переломный момент в мировой политике. Это также относится к Бахрейну и Катару, Бразилии и Мексике. Эти страны отказались участвовать в санкциях против России.
Таким образом, реакция в мире на конфликт на Украине свидетельствует о более фрагментированной и локализованной глобальной стратегической картине, а не о возвращении к международному соревнованию в духе холодной войны между демократиями и их союзниками, с одной стороны, и соперничающим с ними альянсом России и Китая, с другой стороны.