В воскресенье в Казахстане прошел референдум по поправкам в конституцию. В соответствии с ними сокращаются полномочия главы государства, значительно усиливается роль парламента и местных представительных органов, системно укрепляется правозащитная сфера, воссоздается Конституционный суд, закрепляется окончательная отмена смертной казни и исключаются положения о статусе первого руководителя страны Нурсултана Назарбаева.
По предварительным данным Центральной комиссии референдума, за поправки в конституцию проголосовали 77,18% граждан, явка составила 68,06%. Плебисцит признан состоявшимся, так как явка превысила порог в 50%. Изменения в основной закон считаются принятыми, если за них проголосовали более половины граждан не менее чем в 12 из 17 субъектов Казахстана (14 областей и три города республиканского значения - Нур-Султан, Алма-Ата и Шымкент).
Доцент МГИК Михаил Смолин отмечает, что "проведение референдума по изменению Конституции Казахстана со стороны президента страны Токаева - это его попытка удержать власть. Это попытка найти некий компромисс между различными политическими группировками. Но выживают в таких условиях только жесткие диктатуры, которые зачищают всю политическую среду от конкурентов и всячески подавляют своих противников. А если в Казахстане попробуют построить что-то типа многопартийной системы, то я думаю, что они обманываются, пытаясь скопировать какую-то западную модель, которая на самом деле не является той, какой ее видят. Политический класс Америки един, и то, что они играют в две партии - это не значит, что общество там политически расколото. А в Казахстане история совсем другая с наличием различных кланов, которые будут бескомпромиссно друг с другом бороться. И если президент как представитель центральной власти пойдет играть в эту игру, то сам проиграет".
Эксперт полагает, что "новая редакция Конституции скорее наоборот усилит кумовство. Это скорее попытка президента найти компромисс между различными силами. Поэтому я думаю, что Токаев испугался событий прошлого года и пошел на компромисс. Но врагов у него достаточно, чтобы через какое-то время повторилось гражданское противостояние".