Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", обобщающий нормы законодательства об иноагентах.
Документ также предлагает ряд новых норм законодательства в этой сфере. Согласно инициативе иностранным агентом предлагается считать лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и осуществляет политическую деятельность, целенаправленный сбор информации в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.
Инициатива устанавливает, что иноагентами могут быть признаны российские или иностранные юридические лица, общественные объединения, действующие без образования юридического лица, иностранные структуры без образования юридического лица, а также физические лица независимо от наличия или отсутствия у них гражданства. При этом органы публичной власти РФ, политические партии, госкорпорации и религиозные объединения не будут признавать иностранными агентами.
Иностранным влиянием, согласно документу, предлагается считать предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и другими способами. В этой связи под поддержкой лиц со стороны иностранных источников подразумевается предоставление денежных средств или другого имущества, а также оказание иностранным источником организационно-методической и научно-технической помощи.
Кроме того, законопроект уточняет перечень иностранных источников. К ним будут относиться иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства. Граждане и юридические лица РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных или выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут считаться иностранными источниками.
Документ предполагает создание единого реестра иностранных агентов вместо существующих четырех, регламентирует порядок включения в него. При этом инициатива предусматривает порядок исключения лиц из реестра иноагентов и прописывает основания для принятия такого решения.
Законопроектом предлагается запретить иноагентам вести преподавательскую, просветительскую и воспитательную работу с несовершеннолетними в РФ, а также производить информационную продукцию для детей и подростков. Вместе с тем иноагентам запретят быть инвесторами стратегических предприятий, которые важны для обороны и безопасности страны.
Нарушение законодательства РФ об иноагентах повлечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.