Сергей Саенко, международный обозреватель
В Соединенном Королевстве очередной скандал закончился вотумом доверия ныне действующему премьер-министру страны Борису Джонсону. Некоторое время назад взбунтовались депутаты палаты общин британского парламента от правящей Консервативной партии (тори), которые запустили процедуру вотума доверия своему лидеру и премьер-министру Борису Джонсону, который руководит страной с 24 июля 2019 года.
Поводом для бунта тори послужило обнародование 25 мая результатов внутреннего расследования, проведенного сотрудницей секретариата кабинета министров Сью Грэй по поводу вечеринок в резиденции Бориса Джонсона на Даунинг-стрит в разгар COVID-карантина в 2020-2021 гг.
Напомним, в результате расследования Скотланд-ярда тех вечеринок Борис Джонсон отделался небольшим штрафом, но британская общественность и оппозиционная Лейбористская партия остались недовольны этим и по-прежнему требовали наказать премьер-министра и сотрудников его офиса, принимавших участие в тех вечерниках.
Как ни покажется странным на первый взгляд, но эти требования поддержали и члены Консервативной партии страны. В результате они организовали своеобразный сбор подписей с целью выражения вотума доверия Борису Джонсону. Для этого было необходимо публично заявить о недоверии премьер-министру. Причем для начала процедуры голосования по недоверию лидеру партии число голосов должно было быть не менее 54.
В итоге в минувший понедельник, 6 июня, в нижней палате британского парламента состоялось голосование депутатов от партии тори по вотуму доверия своему лидеру. Как сообщил утром в понедельник глава Комитета 1922 Грэм Брейди, объединяющего рядовых, не входящих в правительство депутатов-консерваторов, число таких членов-тори достигло 67 человек, что позволило организовать в тот же вечер в палате общин голосование по доверию премьеру Джонсону.
Незадолго до голосования экс-глава британского МИД (2018-2019) Джереми Хант, который был основным соперником Бориса Джонсона в борьбе за кресло лидера тори в 2019 году, в своем Twitter призвал однопартийцев сменить руководство, у которого нет «морального авторитета, профессионализма и видения будущего», чтобы вести страну вперед. Хант предупредил, что избиратели прекрасно это понимают, а отсутствие доверия обернется для консерваторов провалом на следующих выборах, которые должны состояться в 2024 году. Поэтому, по словам Ханта, партии предстоит сделать выбор между «переменами и поражением», хотя из-за конфликта на Украине время не подходит для внутрипартийной борьбы между потенциальными преемниками Джонсона.
В свою очередь лидер оппозиционной Лейбористской партии сэр Кир Стармер в понедельник в интервью радиостанции LBC заявил, что голосование о доверии Борису Джонсону станет «началом конца» для главы правительства. «Я думаю, что в истории это останется как начало конца, - сказал он. - Если вы посмотрите на предыдущие случаи вотума недоверия, то даже тогда, когда премьер-министры от Консервативной партии оставались на своем посту - а он [Джонсон] может выжить сегодня вечером, - то удар [по позициям премьера] все равно наносился. Обычно премьер-министры уходят с поста вскоре после [такого голосования]».
Отметим, Борису Джонсону, чтобы сохранить свой пост, необходимо было набрать не менее 180 голосов (из общего числа в 359) своих однопартийцев-тори в парламенте, и он этого достиг. В результате он получил 211 голосов «против» отставки и 148 «за», а это означает, что в течение минимум одного года британский премьер будет освобожден от повторения процедуры вне зависимости от развития событий. Кстати, голосов против Джонсона было подано всего на четыре меньше, чем 152 депутата, которые проголосовали против Маргарет Тэтчер в 1990 году - достаточно, чтобы убедить ее уйти в отставку. Вот только фигуры Бориса Джонсона и «железной леди» Тэтчер никак не сопоставимы. И этот факт неоспоримый.
Здесь стоит отметить, что с июля 2021 года Борис Джонсон остается одним из самых непопулярных членов Консервативной партии. Согласно опросам социологической службы YouGov, его работой на посту премьера недовольны 68% (максимум в 73% отмечался в январе), однако в среднем неприятие деятельности главы кабинета только растет. Причем падение роста популярности Джонсона происходит на фоне глобального кризиса и роста среднегодовой инфляции в стране, которая достигла 40-летнего максимума в 9%, и, как прогнозирует Банк Англии, это еще не предел. При этом инфляция на товары широкого потребления, по данным агентства PA, поднялась до 11%, а рост цен на базовые товары составил 20%.
Более того, социологическая служба Ipsos сообщает, что каждый третий опрошенный британец сократил рацион питания. Одновременно генеральный директор энергетического концерна E.ON Майкл Льюис прогнозирует «топливную нищету» для 40% британцев - цена бензина уже достигла исторического рекорда в £1,73 ($2,18) за литр, а цены на электроэнергию в стране с 2019 года выросли на 100-150%.
И это в то время, как премьер-министр Борис Джонсон выделяет миллионы фунтов стерлингов на военную помощь Украине. К примеру, как стало известно накануне, Министерство обороны Великобритании заявило о намерении поставить киевскому режиму управляемые ракеты с дальностью 70 км для реактивных систем залпового огня M270. В этой связи совсем не удивительно, что, как сообщила ранее газета The Daily Express, рядовые британцы резко высказываются против недавнего решения Джонсона направить на военную поддержку Украины дополнительный пакет финансовой помощи в £1,3 млрд ($1,65 млрд), назвав это решение не иначе как «абсолютным позором».
Вместе с тем, как это ни покажется парадоксальным, на сегодня экстравагантный и порой непредсказуемый Борис Джонсон остается в Британии, пожалуй, самым адекватным и профессиональным политиком. К сожалению, данный факт может только свидетельствовать о том, до чего же оскудела британская земля на политиков масштаба сэра Уинстона Черчилля или баронессы Маргарет Тэтчер! Парадокс, но это действительно так.
Трудно даже представить, что кресло премьер-министра Соединенного Королевства могла бы занять нынешний министр иностранных дел страны Лиз Трасс. Тот человек, который, приехав с визитом в Москву на переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым, даже не знала, что Воронежская и Ростовская области являются частью России. К слову, и другие члены партии тори, претендовавшие на пост главы кабинета министров, особой компетентностью не отличаются. Как ни печально, но это действительно так. Может быть, как раз это помогло Борису Джонсону сохранить свой пост. Надолго ли?..