Сергей Саенко, международный обозреватель
Как говорится в недавнем опросе общественного мнения, проведенном службой ABC News/Ipsos, 52% опрошенных американцев недовольны действиями главы Белого дома, которые касаются Москвы и Киева. Помимо этого, они критикуют его шаги по борьбе с инфляцией, преступностью, миграционным кризисом, повышением цен на бензин. Вместе с тем 83% респондентов считают, что для них решающим фактором стала экономика.
В свою очередь, другой опрос, проведенный The Associated Press и Центром исследований работы с общественностью NORC, подтверждает, что для американцев более важна экономика, а не санкции против России. Сейчас 51% респондентов считают, что главной задачей администрации Байдена должна стать борьба за ограничение ущерба экономике США , и лишь 45% взрослых американцев говорят, что приоритетом страны должно быть введение максимально эффективных санкций против России.
Отметим, что президент Байден постоянно твердит о том, что все экономические неурядицы в стране, в первую очередь рост цен на бензин, что крайне важно для рядовых американцев, происходят по вине России, которая начала военную спецоперацию на Украине. По этой причине Соединенные Штаты были вынуждены ввести против России жесткие санкции. Однако, подчеркнем, что санкции США вводили и до 24 февраля, когда началась спецоперация на Украине. Но американцы не настолько наивны, чтобы полагать, что все экономические беды страны случились из-за действий Москвы.
И, как видим, опросы общественного мнения говорят именно об этом: в США раздается все больше голосов недовольства политикой администрации Джо Байдена внутри страны. Американцы, похоже, все больше осознают, что заявления главы Белого дома о том, что Россия виновата в нынешнем коллапсе экономики страны, не более чем прикрытие своей провальной деятельности в области внутренней политики.
Не случайно в этой связи издание AppNews пишет, что все больше американцев проявляют беспокойство по поводу санкций против России и все меньше их поддерживают. Они явно не хотят, чтобы наказание Москвы за спецоперацию на Украине осуществлялось за счет экономики США, переживающей кризис, которого страна не видела со времен президентства Джимми Картера. По крайней мере, ясно, что рядовые американцы не хотят становиться экономическими камикадзе из-за конфликта на Украине.
Несмотря на то, что традиционно для жителей США внутренняя политика остается приоритетом, они следят и за шагами Белого дома на международной арене, в частности на Украине. Так, их внимание привлекла опубликованная в начале июня статья президента Байдена в газете The New York Times, озаглавленная «Что Америка будет и что не будет делать на Украине». В публикации американский лидер рассказал о ключевых задачах стратегии США на Украине. К примеру, он пообещал продолжать помогать Киеву – поставлять современные вооружения, в том числе противотанковые ракетные комплексы Javelin, зенитные ракеты Stinger, мощные артиллерийские высокоточные ракетные системы, радары, беспилотные летательные аппараты, вертолеты Ми-17 и боеприпасы. При этом Байден отметил, что Вашингтон не стремится к войне с Москвой, а также не видит у России намерения применить ядерное оружие.
Эту публикацию, несмотря на жесткость некоторых формулировок, многие расценили как примирительный жест в сторону России за время спецоперации на Украине. Статья, заметим, появилась вскоре после интервью председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марка Милли, наделавшего в Америке немало шума. Высокопоставленный военный призвал предпринять срочные шаги, чтобы не допустить разрастания конфликта, призвав к переговорам российских и американских военных.
При этом оппоненты Байдена критикуют его недостаточную поддержку Украины. Так, бывший посол США в России Майкл Макфол призывал президента как можно скорее поставить Киеву реактивные системы залпового огня (РСЗО). Да и президент Украины Владимир Зеленский настаивает именно на этом. Трудно сказать, повлияли ли эти призывы на президента Байдена, но на минувшей неделе американские власти заявили, что передадут режиму в Киеве РСЗО HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System), способные запускать ракеты до 300 км. При этом в Вашингтоне заявили, что они не будут применяться для нанесения ударов по территории России. Но этим заверениям верится с трудом.
То, с какой поспешностью администрация Байдена принимает решения об очередных траншах – чего только стоит последний в $40 млрд – для киевского режима, вызывает законное и вполне естественное возмущение у простых американцев. Все чаще и чаще в адрес Белого дома раздаются обвинения в коррупции. Американские граждане, для которых уплата налогов – священный долг, а неуплата – тяжкое преступление, все чаще задаются вопросом – куда администрация Байдена тратит деньги налогоплательщиков? И порой они не находят ответы на этот вопрос.
Здесь следует отметить, что в американском политическом истеблишменте по-разному относятся к украинскому кризису. Многие считают, что Америке совершенно не нужно в это вмешиваться. Эта часть истеблишмента считает, что это проблемы Европы, и единственное, что США получают от этого, – ухудшение отношений с Россией. Сторонники такой точки зрения полагают, что Вашингтону лучше заниматься вопросами национальной экономики. Однако левые считают, что надо глубже вовлекаться в конфликт на Украине и активнее помогать украинцам. В результате американскому лидеру приходится идти на уступки, поэтому его заявления и действия в отношении украинского кризиса выглядят порой нелогичными и противоречивыми.
К тому же американцы не забыли, как Вооруженные силы США спешно и с позором выходили из Афганистана. Это, равно как экономические неурядицы в стране, не придает авторитета президенту Байдену. К тому же многие считают, что он в силу своего возраста (в ноябре ему исполнится 80 лет) не совсем работоспособен. Это также подрывает веру в него как в сильного лидера. Не случайно же, согласно последнему опросу агентства Reuters и службы Ipsos, рейтинг одобрения президента Байдена опустился на фоне растущей инфляции до рекордных 36%.
Правда, это не значит, что Джо Байдена можно списывать со счетов. Но совершенно очевидно, что на промежуточных выборах в конгресс в ноябре этого года демократам точно придется не просто.