Москва
21 ноября 2025 / 19:04
Москва
21 ноября 2025 / 19:04
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Безопасность
Большая игра вокруг Сирии
Обострение военной обстановки на севере Сирии должно быть на руку основным игрокам
14 июня 2022 / 19:33
Большая игра вокруг Сирии

Юрий Веселов, военный обозреватель

Все без исключения вовлеченные в войну в Сирии стороны (Турция, США, Россия, Иран и собственно Сирия) хотят получить свои политические и военные дивиденды от запланированной Анкарой очередной военной операции против вооруженных формирований сирийских курдов.

Турция. Надо честно признать, что президент Реджеп Эрдоган, инициировавший проведение очередной военной операции на севере и северо-востоке Сирии, руководствовался далеко не интересами усиления безопасности южной границы своего государства, а чисто меркантильными личными замыслами. Все заявления его окружения об участившихся попытках просачивания курдских боевиков внутрь территории Турции являются пропагандистскими уловками.

Стратегической целью операции является расширение территории, подконтрольной туркам для переселения сотен тысяч сирийских беженцев из 3,7млн., скопившихся в Турции и ставших обузой для экономики страны. За годы гражданской войны в Сирии турецкий лидер достаточно успешно шантажировал Запад для получения «откупных» миллиардов долларов и евро, лишь бы не пропускать массу обездоленных в Европу. Однако Европейский союз в последние годы сильно поиздержался и свел к минимуму финансовые поступления, и Анкара оказалась вынужденной тратить государственные средства на содержание беженцев.

Турецкая оппозиция умело использует данный фактор для обвинения Реджепа Эрдогана в падении материального уровня жизни населения, снижении экономического развития страны, что оказывает крайне отрицательное влияние на рейтинг возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития. Дальнейшее снижение авторитета турецкого лидера реально грозит ему большими проблемами в намерении сохранить власть после намеченных на июнь 2023 года парламентских и президентских выборов.

Реджеп Эрдоган не скрывает того, что на отвоеванных у проамериканских курдских «Сирийских демократических сил» (СДС) на территорию в районе населенных пунктов Телль-Рифаат и Мамбидж (провинция Алеппо) планируется переселить из Турции более 500 тысяч беженцев. В основном мусульман-суннитов. Тогда, как до войны здесь проживали не только мусульмане, но и христиане, курды и и другие представители национальных и религиозных меньшинств.

Турецкий лидер заявляет о намерении уже до конца текущего года выстроить в данном регионе более 100 тыс. жилых помещений для переселенцев. Необходимо правдиво сказать, что турки в достаточно короткие сроки построили более 30 тыс. домов и переселили более 100 тыс. беженцев в анклав Африн на северо-западе Алеппо.

И, похоже, все вовлеченные в сирийскую орбиту государства не будут препятствовать Анкаре в ее действиях.

США. Вашингтон не заинтересован в дальнейшем обострении отношений с Анкарой и, взвесив все «за» и «против» дал зеленый свет на проведение операции исключительно в провинции Алеппо с целью не допустить расширения на ее территории контроля России и Сирии. Однако американцы жестко предупредили турок о недопустимости установления 30 км зоны на северо-востоке Сирии – в провинции Аль-Хасака, о чем первоначально заявлял Реджеп Эрдоган.

Не исключено, что предоставленное Анкаре разрешение Вашингтон постарается использовать для склонения турок к предоставлению военной помощи Украине, а также смягчения позиции в вопросе вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Однако вряд ли турки откажутся от занятой позиции, отлично понимая безуспешность американского давления на них по данным темам: они прекрасно понимают свою роль и значение в Североатлантическом альянсе, и могут «взбрыкнуть» в случае болезненного ущемления их геополитических интересов.

В свою очередь, турецкий лидер отказался от планов, которые противоречат интересам США в Сирии, опасаясь ужесточения американских экономических санкций. Эрдоган предпочел сохранить с Байденом существующий уровень отношений.

Россия также согласилась с планом турецкого руководства относительно начала боевых действий против проамериканских отрядов СДС. Москва заинтересована в сохранении нынешних отношений с турками, которые гарантируют ей поддержание позитивного нейтралитета в специальной военной операции на Украине, перекрытии проливов Босфор и Дарданеллы для прохождения всех военных кораблей, в том числе НАТО, а блокирование присоединения Швеции и Финляндии в НАТО коренным образом отвечает интересам Москвы.

Кроме того, в качестве союзника Сирии РФ в перспективе неминуемо должна будет решать задачу разоружения проамериканских курдских формирований, участвовать в политическом урегулировании проблемы сирийских курдов, руководство которых продолжает придерживаться курса на получение более широких прав вплоть до выхода из состава Сирии.

Операция Турции приведет к падению доверия к США не только курдов, но и региональных арабов: ведь Вашингтон на протяжении долгих лет использует сирийских курдов как внешнюю охрану своего военного присутствия в стране против российских военных объектов и угрозы сирийскому правительству, а также для экономического разграбления Сирии. Поэтому СДС являются в настоящее время военно-политическим противником России и действия Турции не противоречат политике Москвы в данном вопросе.

Руководство Сирии официально обвиняет Турцию в подготовке агрессии против страны, но при этом еще более непримиримо относится к проблеме военно-политического союза курдов и Пентагона. Президент Башар Асад и его сторонники политику и практику курдских лидеров в условиях войны с религиозными экстремистами и оппозиционными наймитами расценивают как предательство народа. А идеологию сепаратизма под лозунгами расширения прав и свобод курдов как движение к территориальному разделению государства.

Дамаск понимает, что на пути комплексного социально-политического урегулирования неминуемо возникнет проблема сирийских курдов, без решения которой невозможен возврат к мирной жизни и возрождения страны.

Поэтому в складывающейся обстановке военно-политическое руководство Сирии не испытывает желания защищать силы, с которыми в перспективе придется входить в конфронтацию с целью восстановления суверенитета на всей территории государства.

Что до Ирана, то его власти занимают схожую с Сирией позицию в отношении турецкой операции на севере, которая пока не затрагивает интересов Тегерана в этом регионе. Иранцы считают, что со временем перед Анкарой неминуемо встанет вопрос о необходимости полностью покинуть территорию Сирии, и этот вопрос будет решаться Россией.