Сергей Саенко, международный обозреватель
В замке Эльмау на юге Германии 28 июня завершил свою работу трехдневный саммит «Большой семерки» (G7). Основной темой переговоров, как и ожидалось, стали ситуация на Украине и последствия антироссийских санкций. Напомним, G7 – объединение экономически развитых стран, в которое входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Плюс руководство Евросоюза. Основные цели подобных саммитов – поиск решений глобальных политических и социальных проблем.
Если считать украинский кризис глобальной политической и социальной проблемой нашей планеты, то саммит G7 свою миссию выполнил – лидеры «семерки» в принятом совместном заявлении выразили полную поддержку режиму в Киеве во главе с президентом Владимиром Зеленским. Сошлись участники саммита и в том, что Россию по-прежнему необходимо «держать в узде» и не дать ей успешно развиваться. Хотя в уме они, надо полагать, мечтают полностью устранить ее с мировой арены.
А пока страны «Большой семерки» обвинили Россию в разрушении сельскохозяйственной инфраструктуры Украины, что, по их словам, привело к остановке украинского экспорта и, следовательно, «резкому росту цен [на сельскохозяйственную продукцию] и ослаблению глобальной продовольственной безопасности для миллионов людей». Они призвали Россию «обеспечить свободный проход сельскохозяйственных грузов из украинских портов в Черном море», при этом позабыв сказать, что это именно Украина не хочет разминировать акваторию украинских портов. Лидеры стран G7 договорились также «согласовать и расширить адресные санкции, чтобы еще больше ограничить доступ России к ключевым промышленным ресурсам, услугам и технологиям, особенно к тем, которые поддерживают российскую военную промышленность и технологический сектор».
В то же время страны Группы семи были щедры в отношении киевского режима и заявили о выделении Украине в 2022 году порядка $29,5 млрд в качестве «бюджетной поддержки» в целях помощи Киеву «ликвидировать дефицит финансирования и продолжать обеспечивать предоставление основных услуг украинскому народу». «В целом эта поддержка крайне необходима и дополняет экономическую помощь, предоставленную с 2014 по 2021 год, которая превышает $60 млрд», – говорится в совместном заявлении.
Добавим, помимо этого западные государства нарастили поставки оружия и военной техники Киеву на суммы, исчисляемые на данном этапе миллиардами долларов. Однако украинскому режиму этого мало, и президент Зеленский требует все новых и новых поставок, включая тяжелые виды вооружений и системы ПВО. Свои требования он повторил и на саммите G7, выступив по видеосвязи. При этом он заявил лидерам «семерки», что сейчас не время для переговоров с Россией, и Украина вступит в них тогда, когда сможет их вести с сильной позиции».
Ранее премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что попытки вернуться к дипломатическому способу решения конфликта на Украине будут способствовать поддержанию нестабильности во всем мире. По его мнению, сейчас настал решающий момент, «чтобы переломить ситуацию в войне». В ответ официальный представитель МИД России Мария Захарова парировала, что у политика дурной «британский политический юмор».
Впрочем, и на саммите в Германии британский премьер был в своем репертуаре: в самом начале встречи он предложил раздеться до пояса и показать президенту России Владимиру Путину грудные мышцы. Правда, и этот «английский юмор» Бориса Джонсона никто не оценил. Представлявший США Джо Байден, как всегда, настолько плохо ориентировался во времени и пространстве, что даже позволил себе согласиться с заявлением президента Франции Эммануэля Макрона, что украинскую проблему надо решать при помощи переговоров с Россией. Но дальше Джонсона понесло, и он заявил, что с Россией нельзя вести никаких мирных переговоров. Очевидно, президент Байден и с Джонсоном согласился бы, как согласился до этого с Макроном. Ему все равно, с кем соглашаться, лишь бы не с Дональдом Трампом. Но не успел.
Тут британский лидер как раз выдвинул новую инициативу и заявил, что «семерка» должна игнорировать встречу «Большой двадцатки» (G20), которая осенью пройдет в Индонезии, если туда пригласят президента Путина. Причем верный делу бандеровской диаспоры канадский премьер Джастин Трюдо и очень переживающий за судьбу Малой курильской гряды японский премьер-министр Фумио Кисида были готовы его поддержать. Понимая, что Макрон уже исчерпал весь запас стойкости, убеждая Байдена в необходимости переговоров с Москвой, на которые «старина Джо» согласился, но вот-вот откажется, дело взяла в свои руки председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. От имени Евросоюза она заявила, что блокада встречи G20 «семеркой» «недопустима». Макрон тут же с ней согласился, потому что он считает себя европейским лидером и пытается показать, что, как лев, борется за интересы ЕС.
Итальянский премьер Марио Драги также согласился, поскольку он давно хочет избавить Италию от разрушительных антироссийских санкций, но не знает как. А председатель Совета ЕС Шарль Мишель согласился потому, что у ЕС может быть только одно мнение. Ну а канцлер Германии Олаф Шольц присоединился к большинству, тем более что вроде бы как Байден не перечил. Он даже не возразил Мишелю на его заявление, что новые санкции, которые Байден хочет ввести против России, не должны целиться в европейские экономики. Вот только никто не знает, как этого достичь.
В общем, экстравагантный Борис Джонсон с его неуклюжими шутками и предложениями свою первую атаку провалил. Но, зная напористость британского премьера, не думаем, что он смирился с поражением. Он, конечно, понимает, что если весь Евросоюз в полном составе, включая обычно проамериканскую Еврокомиссию, занял умеренную позицию и явно планирует использовать грядущую встречу G20, чтобы попытаться наладить контакт с Путиным, который на Бали точно поедет, то заставить европейцев сменить позицию не получится – можно лишь вынудить их искать компромиссную позицию.
По сути, саммит G7 в Германии показал, что «семерка» раскололась на ЕС и всех остальных. Если США, Канада, Великобритания и Япония пока еще готовы наращивать санкционное давление на Россию, а Борис Джонсон лично даже пытается открыть на Балтике против России второй фронт, то Евросоюз уже достаточно напуган развитием событий. В Риме, Париже, Берлине и Брюсселе очень хорошо читают российские сигналы. Москва демонстрирует готовность принять любой вызов Запада, в том числе военный.