Сергей Саенко, международный обозреватель
США, Великобритания, Япония, Австралия и Новая Зеландия создали в конце июня текущего года новый альянс в Тихоокеанском регионе под названием Партнеры in the Blue Pacific (PBP, «Партнеры в Тихоокеанском регионе»), о чем сообщается на сайте Белого дома. В распространенном совместном заявлении говорится, что «сегодня наши пять стран запустили всеобъемлющий неформальный механизм для более эффективной и действенной поддержки тихоокеанских приоритетов развития эффективного сотрудничества и поддержки островных государств».
При этом отмечается, что приоритетным вопросом для нового союза является поддержка тихоокеанского регионализма, а также расширение сотрудничества между странами данного региона и остальным миром. В документе также указывается, что страны этого неформального партнерства планируют «наращивать усилия по поддержке тихоокеанских приоритетов в соответствии со стратегией Форума тихоокеанских островов на период до 2050 года», которую планируется принять на предстоящем саммите лидеров государств организации.
Фразы звучат вроде бы благие – «сотрудничество», «поддержка островных государств». Но что на самом деле стоит за созданием нового альянса в зоне Тихого океана? Попробуем в этом разобраться.
Начнем с того, что ранее американский президент Джо Байден заявил: США являются «индо-тихоокеанской державой». Это автоматически подразумевает расширение зоны интересов Вашингтона не только на Тихий, но и Индийский океан. После этого в США стали широко использовать термин «Индо-Тихоокеанский регион» (ИТР) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно в это определение четко вписывается созданные недавно под эгидой Соединенных Штатов два объединения QUAD (США, Япония, Австралия и Индия) и AUCUS (США, Великобритания и Австралия). И хотя их создатели тщательно скрывают истинные цели создания этих двух объединений, но совершенно очевидно, что они созданы для сдерживания все растущего влияния Китая в регионе.
В Пекине это отчетливо понимают. Не случайно же в минувшем месяце министр обороны КНР Вэй Фэнхэ заявил на проходившей в Сингапуре конференции по безопасности «Диалог Шангри-ла», что целью стратегии США в регионе является создание конфронтации для сдерживания одного конкретного государства. При этом он отметил, что Китай считает, что эта стратегия представляет собой попытку создания под предлогом свободного и открытого ИТР эксклюзивной маленькой группы для контролирования стран региона. По его словам, эта стратегия нацелена на создание конфликтов «для осуществления сдерживания».
Министру обороны вторит и глава МИД КНР Ван И, который ранее заявил, что Индо-Тихоокеанская стратегия США непременно потерпит неудачу. Как отметил Ван И, Соединенные Штаты под знаменем «свободы и открытости» в реальности формируют в регионе группировки, стремясь поставить страны региона на службу своего гегемонизма. «Факты докажут, что т.н. Индо-Тихоокеанская стратегия по сути является стратегией создания разногласий, разжигания конфронтации и подрыва мира, в какой бы обертке ни преподносилась эта стратегия, она в конечном итоге потерпит неудачу», – подчеркнул Ван И.
Судя по всему, китайский министр не так далек от истины – США, которые видят в КНР своего главного стратегического противника, продолжают нагнетать обстановку в ИТР. Вслед за QUAD и AUCUS они буквально накануне саммита НАТО в Мадриде (28-30 июня) сколачивают новый блок – PBP, который уже успели окрестить «Голубой Пасифик». Эксперты склонны рассматривать новый альянс в качестве одного из ответов на подписанный в мае текущего года Китаем и Соломоновыми Островами пакт о безопасности. США и их союзники на Тихом океане опасаются, что этот документ откроет дверь для широкого китайского военного присутствия в регионе.
Глава Индо-Тихоокеанского командования ВС США адмирал Джон Акуилино закатил на днях истерику в ходе публичного выступления в Вашингтоне. Отчасти – даже искренне. Представители Запада всегда судят о других по себе, т.е. в меру своей испорченности. Наряду с общими страхами насчет того, что дружба между Москвой и Пекином, по их словам, «не имеет границ», американский адмирал заявил: «США в значительной степени сосредоточены на вызове, который Китай бросает как США, так и всему миру. В военном плане то, что мы наблюдаем, является крупнейшим наращиванием военного потенциала со времен Второй мировой войны. Это наращивание охватывает все области, … будь то корабли ВМС, самолеты пятого поколения, ракетные силы, возможности в киберпространстве или космосе, включает ядерный потенциал».
Экстраполируя свои агрессивные поползновения на других, в США не только произносят алармистские речи. Американцы действуют, сколачивают антикитайские и антироссийские союзы, стремясь покрыть ими, как паутиной, Тихий и Индийский океаны, чтобы во что бы то ни стало удержать страны региона под своим контролем, в зоне влияния Запада. Подтверждение этому – как раз создание QUAD, AUKUS и вот теперь РВР. При этом подчеркнем, что все три, включая и «Голубой Пасифик», направлены, прежде всего против Китая, но также и России.
Разумеется, официально декларируются совершенно иные цели. Но зная лицемерие англосаксов, не так трудно предположить настоящие, совсем другие. Не секрет, что в Тихом океане расположены в основном государства, в прошлом составлявшие колониальные владения Британии, Франции и США, а также формально независимые от тех же метрополий малые страны. Поскольку ни те, ни другие не о чем подобном США и их союзников не просили, затея с создание РВР, повторим, преследует цель удерживать данные территории в обширнейшем регионе мира в своей орбите и зоне влияния. Это только у России и Китая, по мнению западников, их не должно быть. Им же можно делать все, что они захотят.
Выдавая колониализм за «нашу давнюю приверженность региону» и «давнее партнерство», создатели «Голубого Пасифика» заявили о единодушной решимости поддерживать регион ... «в соответствии с принципами суверенитета, прозрачности, подотчетности и под руководством и лидерством тихоокеанских государств». Участники PBP также заверяют, что созданное ими партнерство «останется инклюзивным, неформальным и открытым для сотрудничества». Россию и Китай в его члены тоже допустят? Сильно сомневаемся в этом.
Судя по всему, заключенный весной Китаем и Соломоновыми Островами Пакт о безопасности явился своего рода неожиданностью для стран Запада, и стерпеть такой «щелчок по носу» от Пекина они просто так не могли. По этой причине и появилось «голубое» тихоокеанское сообщество. И данный факт лишний раз подтверждает, что США не оставляют идею создания в Индо-Тихоокеанском регионе подобие Североатлантического альянса.