Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Представители стран «коллективного Запада» продолжают думать о том, как ограничить доходы России от роста цен на энергоносители. Хит последних нескольких недель – обсуждение плана введения потолка цен на российские энергоресурсы. В частности, СМИ сообщают, что главы стран-членов «Большой семерки» (G7) ведут «очень конструктивные» переговоры по вопросу об установлении предельной цены на российскую нефть, чтобы снизить доход от ее продажи. Удивляет, что G7, вроде бы объединяющая государства с рыночными экономиками, нацелилась применить меры в стиле советского управления глобальной экономикой. При этом многие эксперты сомневаются, что можно эффективно регулировать рынок такими действиями. Тем более сейчас – в условиях дефицита энергоносителей, когда нефтегазовый рынок – это скорее рынок продавцов.
Сам механизм пока не озвучен. Информагентства пишут про запрет страховать российскую нефть при превышении определенного ценового порога. Власти США верят в то, что механизм оформят в начале июля. В Белом доме уверены, что без западных страховок российская нефть вообще не попадет на рынок. Там забывают, что страховки могут выдать индийские, китайские или даже российские финансовые институты.
В итоге рынок нефти может ждать новое резкое повышение цен. Так, аналитики банка JPMorgan называют прогнозную планку почти в $400 за баррель при установлении «потолка» цен на российское черное золото.
И на отдаленном горизонте прогнозный фон по цене бочки – в пользу дефицитного рынка. В частности, норвежская консалтинговая компания Rystad Energy предупредила, что разведанные запасы пула крупных нефтяных компаний (ExxonMobil, BP, Shell, Chevron, TotalEnergies и Eni) могут закончиться менее чем за 15 лет из-за того, что объемы добычи не будут полностью компенсированы запуском новых месторождений.
В последние же недели ценовая ситуация на мировом рынке нефти продолжает оставаться в целом стабильной, хотя и весьма волатильной – котировки Brent в основном не выходят из коридора $105 – 120 за баррель. С одной стороны – риски рецессии и активность в ужесточении политики Федеральной резервной системы (ФРС США), а с другой – крен с западными ограничениями для российской нефти и ожидание скорого выхода КНР из ковидных локдаунов. Что формирует определенное равновесие.
Отсюда и решение стран ОПЕК+ не менять планы. 30 июня ОПЕК+ сохранил договоренность об увеличении добычи в августе на 648 тыс. баррелей в сутки (б/с). На аналогичную величину участники пакта хотели увеличить производство в июле – но квоты так и не были выбраны. «Мы считаем, что те решения, которые были приняты и ранее, и сегодня — на август месяц,— они позволяют нам говорить о том, что это позволит иметь сбалансированный рынок»,— заявил вице-премьер РФ Александр Новак в эфире «России 24».
Александр Новак выразил уверенность, что летом РФ сможет увеличить добычу в соответствии со своей квотой в 11 млн б/с. Хотя это и вызывает сомнения из-за проблем с экспортом после начала спецоперации России на Украине. Кроме того, остаются вопросы по будущему формату сделки ОПЕК+. Ведь ее нынешние цели будут достигнуты уже в сентябре 2022 года. Следующая встреча ОПЕК+ намечена на 3 августа.
Россия в условиях западных санкций продолжает переориентировать потоки черного золота в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). К примеру, ситуацию характеризует отраслевая статистика по КНР за май. Так, агентство Reuters 6 июля сообщило, что в мае импорт КНР российской сырой нефти вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув рекордной планки. По данным Главного таможенного управления КНР, совокупный импорт российской нефти (по трубопроводу «Восточная Сибирь-—Тихий океан»/ВСТО и морем) в последний месяц весны достиг почти 8,42 млн тонн (около 2 млн баррелей в сутки).Таким образом, Россия обошла Саудовскую Аравию по экспорту нефти в Поднебесную по итогам мая. Стимулом для КНР закупать больше российской нефти стали дисконты российских поставщиков на фоне западных санкций. Китай за период с февраля по май, как подсчитало агентство Bloomberg, заплатил за нефть, газ и уголь из РФ почти $19 млрд.
Еще заметнее подвижки в наращивании энергетической кооперации России и Индии: как сообщило издание The Economic Times, страна с апреля по июнь 2022 года нарастила импорт российской нефти в 50 раз. Есть новости о росте закупок и со стороны африканских государств. Так что переориентация потоков российских углеводородов пока успешна.
Тем временем в Соединенных Штатах наблюдается полноценный топливный кризис. Власти США теперь рассматривают возможность отменить налог на топливо. Правда, экономия для автолюбителей при успехе «спасительной» инициативы составит всего несколько десятков центов с галлона (притом что его средняя стоимость сейчас составляет около $5). Пока же американский лидер Джозеф Байден снова обратился к национальным нефтекомпаниям о необходимости наращивать производство нефти. А последний публичный хит Байдена вовсе ошеломил бизнес – это призыв к владельцем автозаправочных сетей снизить цены на горючее.