Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Правящая Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) одержала примечательную победу на воскресных выборах в верхнюю Палату советников парламента Японии. Консерваторы вместе со своими политическими союзниками контролируют теперь 2/3 мандатов, что вкупе с аналогичным уровнем контроля над нижней палатой создает реальные предпосылки для ревизии мирных положений Конституции страны и превращения Японии в военную державу если не глобального, то как минимум регионального уровня.
Выборы были омрачены убийством бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, наиболее влиятельного политика современной Японии, контролировавшего крупнейшую фракцию ЛДП. Влияние этого события на политический мир Японии оценивается не однозначно. Правящей партии предстоит выбрать нового неформального лидера, кандидатура которого пока не просматривается. Со смертью Абэ она потеряла авторитетного поборника военного возрождения Японии, а также самого опытного в международных делах политика. Однако, возможно, трагедия принесла ЛДП и некоторые дополнительные очки на выборах. А харизма мученической смерти, не исключено, будет придавать особый смысл и его политическому наследию.
Нынешние выборы стали первым серьезным политическим испытанием для премьер-министра Фумио Кисида, возглавившего японское правительство осенью прошлого года, с которым он успешно справился. Однако нарастающие экономические проблемы в стране, а также накал ситуации в мире не сулят ему легкой жизни.
Разумеется, победа на выборах позволит ему более уверенно реализовывать свою экономическую программу по строительству «нового капитализма», призванную сократить диспропорции в распределении экономических благ – своего рода весьма умеренный социализм с японской спецификой, которая должна скорректировать либеральную кредитно-денежную политику его предшественника Синдзо Абэ - «абэномику».
Однако не все так гладко.
Во-первых, надвигающаяся рецессия в США, о которой уже не говорит только ленивый, способна утянуть за собой и экономику Японии, теснейшим образом связанную с американским рынком.
Во-вторых, как показал недавний опрос Банка Японии, 89% японцев почувствовали повышение цен по сравнению с прошлым годом. Причина – высокие мировые цены на энергоносители, и связанное с этим резкое – на 20 процентов – падение курса иены с марта нынешнего года, что приводит к удорожанию импорта. Общая причина кроется в неразберихе в мировой экономике, вызванной пандемией, а также продолжающийся украинский кризис, который взбудоражил мировые рынки. Все это провоцирует инфляцию, а для решения этих проблем у правящей партии и ее лидера возможностей не так много.
Ну и наконец, Кисида пока так и не представил общественности конкретный план по стимулированию экономического роста и доходов населения.
В этих условиях премьеру, похоже, не до ускоренного пересмотра конституции.
Кисида полностью вписался в антироссийскую и антикитайскую политику и риторику Вашингтона, которая самым активным образом транслируется на общественность страны. Из этого следует, что активная общенациональная дискуссия на тему вызовов безопасности Японии будет продолжаться.
Для запуска процедуры внесения поправок необходимо одобрение квалицированного большинства в обеих палатах парламента страны. А окончательно поправки должны быть одобрены в ходе референдума. Кисида уже дал понять, что будет вести широкую кампанию по этой проблеме, заявив: «Мы еще больше углубим парламентские дебаты по Конституции, чтобы можно было составить конкретное предложение по поправкам».
Однако на сегодняшний день никто не может гарантировать исход референдума, поскольку многие японцы помнят и катастрофическое поражение страны во Второй мировой войне, и успехи послевоенного развития, основанные на отказе от милитаризма. Провал же референдума станет катастрофой для ЛДП.
Между тем ЛДП с гибелью Синдзо Абэ лишилась наиболее авторитетного и последовательного пропагандиста курса на восстановление военного потенциала Японии.
Очень раздражают идеи ремилитаризации Японии и ее ближайших соседей – Южную Кореи и особенно Китай, где смерть Абэ многие восприняли с ликованием. Там он запомнился как модернизированный символ японского национализма, который в годы войны принес китайскому народу огромные жертвы, забыть которые невозможно.
Видимо, и в США не все заинтересованы в росте политического влияния Японии, увязанного с расширением собственных возможностей в области обороны.
Да и сам Кисида, весьма осторожный политик либерального толка и явный приверженец глобализации, видимо, не является самым страстным сторонником ускоренного пересмотра конституции, каким был консервативно настроенный националист Синдзо Абэ. Скорее он, впервые приняв участие в недавнем саммите НАТО, ставит на коллективный Запад как гаранта безопасности страны. Вашингтон же с его планами коллективного сдерживание КНР в зоне Тихого и Индийского океанов остается главным гарантом безопасности Японии.
Тем не менее, в политических кругах Японии консенсус по проблеме конституции сформировался, но общенациональная дискуссия на эту тему будет продолжаться. У Кисиды же до следующих выборов есть еще три законных года, которые так или иначе придется посвятить прежде всего экономическим проблемам. Цены, инфляция, энергетическая безопасность, стимулирование экономического роста - прежде всего эти темы пока более всего занимают японцев.