Станислав Смагин, политолог
Украина теряет все новые территории – не только в прямом смысле физического их оставления, но и в социально-мировоззренческом плане. И если Донбасс киевский режим уже фактически списал со счетов и удары по нему носят исключительно характер мщения и демонстрации хрупкости и беззащитности существования, то терроризм, индивидуальный и ракетно-артиллерийский, в адрес освобожденных районов Харьковщины, Херсонщины и Запорожья имеет двоякую цель. С одной стороны, запугать всех сотрудничающих с новой властью и не дать там «прорасти России»… а если вернуться не удастся, то опять же запугать, отомстить и унизить.
Вспомним только события последних нескольких недель. 24 июня утром произошел теракт в Херсоне – неизвестными был подорван автомобиль главы Управления семьи, молодежи и спорта военно-гражданской администрации Херсонской области Дмитрия Савлученко. 26 июня в городе Новая Каховка Херсонской области диверсанты взорвали автомобиль Ирины Махневой, начальника отдела образования, культуры и спорта. К счастью, женщины в этот момент в машине не было. В самом Херсоне в этот день был предотвращен еще один теракт – дезертиры из рядов ВСУ, скрывавшиеся в городе, планировали устроить массовый расстрел мирных жителей, в котором украинские пропагандисты затем бы обвинили российских военных.
1 июля стало известно о предотвращенном российскими спецслужбами теракте в Херсоне – была обнаружена конденсаторная подрывная машинка. Бойцы украинской диверсионно-разведывательной группы с бывшим старостой села Старая Збурьевка Виктором Маруняком намеривались устроить серию взрывов. 6 июля в Херсоне же сотрудниками ФСБ были задержаны двое местных жителей, устроивших в середине июня подрыв автомобиля начальника УСИН по Херсонской области Евгения Соболева. 7 июля там же российскими силовиками была задержана группа террористов, готовивших серию терактов на территории региона. Группа состояла из трех кадровых сотрудников Сил специальных операций Украины.
11 июля погиб глава администрации Великого Бурлука (Харьковщина) Евгений Юнаков, подорвавшийся в своем автомобиле на самодельном взрывном устройстве, заложенном на пути следования машины. Схожая трагедия могла в этот же день произойти с главой Херсонской военно-гражданской администрации Владимиром Сальдо, но вмешался счастливый случай – прохожие вовремя увидели рядом с машиной самодельную бомбу. И опять же в этот день в Мелитополе (Запорожье) было совершено нападение на главу районной администрации Андрея Сиогуту —преступник при задержании был ликвидирован.
12 июля стало известно о задержании в Мелитополе диверсанта Ярослава Жука, покушавшегося месяцем ранее на директора городского департамента образования города Елену Шапурову. Преступник предпочёл признаться в содеянном и сдать своих сообщников. Жук сдал своих помощников, рассказав, в частности, об участии бывшего мэра города Ивана Фёдорова в подготовке терактов по приказу СБУ. Кроме того, были сведения о причастности местного жителя Евгения Астахова к организации теракта на День России, в результате которого были пострадавшие.
Проводятся диверсии и против инфраструктуры и социальных объектов, жизненно важных для граждан. 28 июня произошел взрыв в порту Бердянска. 30 июня подверглась атаке телевышка в Херсоне. 2 июля в поселке Акимовка под Мелитополем был обстрелян грузовой поезд с продовольствием.
Управление террористической деятельностью Киев не только не скрывает, но и выпячивает. 27 июня появилось интервью руководителя Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилла Буданова газете Financial Times. В нем он заявил об усилении диверсий на освобожденных Русской армией территориях, напомнил о гибели Дмитрия Савлученко, добавив, что такого рода атаки «проходят повсеместно» - и «были и будут проводиться в России и во многих других местах». А Виталий Ростецкий, глава группы диверсантов, задержанных в Херсоне 7 июля, рассказал на допросе, что его подразделение контролировалось центром ССО в городе Бровары Киевской области и лично Зеленским: «Куратор говорил, что наша работа, наша деятельность находится на контроле в Киеве. Результаты докладываются непосредственно Зеленскому».
Пишут об этом и украинские Telegram-каналы. Сообщение ТГ-канала «Легитимный» от 25 июля: «В Офисе Президента довольны проведением стратегии "контролируемого террора" с помощью подрыва чиновников, журналистов, общественных деятелей в Херсоне и других городах, которые сейчас под контролем РФ. Вчера прошло закрытое совещание на Банковой, там разбирали проведенные подрывы, «теракты», в Херсоне, Энергодаре, Мелитополе и т.д., цель которых запугать местную политическую и бизнес-элиту, а также держать регионы в постоянном страхе. […] Зеленский ознакомился и поддержал продолжение этой стратегии с учетом того, что сейчас возвращение этих территорий маловероятно, поэтому надо далее проводить данную стратегию "контролируемого террора"». Этот же канал от 11 июля: «Медиа рупор Офиса Президента, ТГ-канал Вертикаль (курирует Миша Подоляк [советник главы Офиса]), чётко даёт понять, что стратегия Банковой по "контролируемому террору" - мягко перешла из тактики запугивания, в тактику мести. Банковая решила просто мстить тем, кто решил идти "другим путём" (пускай он даже такой, но это их выбор и эти люди не военные)». И спустя два дня – «Главная задача Офиса Президента - это срыв референдума [о дальнейшей судьбе освобожденных территорий]. Для этого лично Зеленский одобрил целую многоуровневую стратегию, которая включает: контролируемый террор (теракты против журналистов, блогеров, чиновников, которые сотрудничают с РФ), кейс запугивания».
И «Легитимный», и некоторые другие каналы признают, что тактика Киева лишь еще больше отталкивает население от прежней оккупационной власти. Вот сообщение канала «Женщина с косой» от 24 июня: «В кулуарах уже даже называют эту стратегию СБУ так: "Зе-террор, во имя Украины". Также в кулуарах многие считают эту стратегию негативной, ведь СБУ и ДРГ убивают мирных жителей, а не военных, а по международному праву - это все равно терроризм. Ещё это негативно отражается на поддержке мирными жителями "украинских взглядов"». Так оно и есть – на днях появились данные социологического опроса, согласно которым отношение жителей освобожденных территорий к Украине только за неделю ухудшилось на 18%. При этом за все время наблюдения отношение на Херсонщине ухудшилось в два раза, а в Запорожье – более чем в четыре, и тенденция на ухудшение дальше лишь усилится.
Не прибавляет, очень мягко говоря, симпатий и военный террор. Вице-премьер «по реинтеграции Украины» госпожа Верещук прямо потребовала от жителей освобожденных территорий покинуть их из-за планов Киева начать контрнаступление. Это несколько противоречит заявлениям других деятелей о том, что люди готовы сидеть под украинскими снарядами и даже гибнуть от них, лишь бы дождаться возвращения жовто-блакитных стягов. Так, Сергей Хлань, советник главы администрации оккупированной Киевом части Херсонщины, написал после очередного удара ВСУ по Новой Каховке: «У людей вылетают окна, но они все равно радуются… Потому что это значит, что ВСУ близко». Но непротиворечивость никогда и не была в числе добродетелей киевского режима – постмодернизм один из его столпов. Правда, постмодернизм все более кровавый и людоедский. Поэтому у людей отношение к нему как раз вполне однозначное – особенно после того, как удары по освобожденным населенным пунктам (особенно Новой Каховке) достигли донбасского уровня изуверства.
И все менее далека от сарказма или пропагандистских штампов аббревиатура «УГИЛ», соединяющая первую букву слова «Украина» и одну ближневосточную группировку. А слова члена главного совета ВГА Запорожья Владимира Рогова, назвавшего 13 июля Зеленского прямым заказчиком терактов против мирного населения, – не просто очередная констатация всем понятного факта, но и очередной камешек в фундамент будущего «украинского Нюрнберга».