Марина, Харькова, журналист, Донецк
Чем хуже становится положение дел на фронте у киевского режима, тем больше возникает риск проведения им провокаций.
Вся стратегия и тактика Украины последних лет построена на обострении ситуации и самых безжалостных и жестоких методах воздействия: от превращения людей в живые мишени до разрушения в пыль оставленных городов, массовых убийств, диверсий и терактов. Тема химического нападения возникает не случайно: Украина готова применить его в любой момент и обвинить в этом Россию.
На Украине и в Донбассе очень много химических производств, которые можно взорвать, полигонов с опасными отходами и мест, где при отходе ВСУ могут оставить после себя в буквальном смысле выжженную землю. Чтобы спровоцировать в Донбассе серьёзную химическую катастрофу с массовой гибелью людей, даже не обязательно применять химоружие. Любые боевые действия в промышленно развитом регионе представляют серьёзную угрозу для экологической и химической безопасности. На линии фронта в Донбассе расположено множество потенциально опасных промышленных предприятий, о которых всем известно. Это и Авдеевский коксохимический завод, фенольный завод в Новгородском (переименован в Нью-Йорк), Константиновский химзавод – все они до сих пор находятся на подконтрольных Украине территориях Донецкой области. В зоне досягаемости украинских снарядов и западного вооружения по-прежнему находятся такие предприятия-химические гиганты, как концерн «Стирол» в Горловке, «Азот» в Северодонецке, ряд других предприятий.
Любая авария тут может привести к утечке опасных химических веществ. Если они попадут в реку Северский Донец или её притоки, то масштаб бедствия охватит не только Донбасс, но и значительную часть приграничных российских областей. Отравляющие вещества отразятся не только на здоровье людей, они попадут в почву, воздух, водоемы, сделав территорию непригодной и для жизни, и для ведения хозяйства.
Одну из самых сильных химических атак с начала спецоперации Украина устроила в апреле этого года в городе Рубежное Луганской республики. Перед своим отступлением украинские войска подорвали цистерны с соляной кислотой. Это могло привести к многочисленным жертвам среди населения и избежать их удалось чудом – благодаря резкой смене «розы ветров». Произошедший взрыв в ЛНР назвали терактом. О подробностях рассказал подполковник Народной милиции ЛНР Андрей Марочко: «На момент подрыва в резервуарах на территории опасного химического предприятия по производству взрывчатых веществ оставалось еще более 40 тысяч тонн серной, соляной, азотной кислоты и аммиака, их подрыв мог нанести непоправимый ущерб экологии региона и уничтожить все живое в радиусе 30 километров. В результате украинской диверсии должны были пострадать как освобожденные районы ЛНР, так и пока еще подконтрольные ВСУ населенные пункты, где проживают более 300 тысяч мирных граждан». При этом подрыв был рассчитан так, чтобы облако химикатов пошло в направлении освобождённой Кудряшовки в ЛНР. О подрыве цистерн вояки ВСУ, находившиеся на участке фронта у Рубежного, были заблаговременно извещены и эвакуированы из эпицентра взрыва. Также украинские власти предложили уехать жителям и соседнего села Звановка. Им заявили, что есть вероятность «химической атаки» со стороны российских военных и поэтому надо покинуть дома.
Только быстрое освобождение Рубежного союзными силами позволило не допустить еще более масштабных диверсий и провокаций. Первым делом под особый контроль был взят завод «Заря» - ведущее предприятие химической промышленности на южной окраине Рубежного. На его территории находились хранилища серной и азотной кислоты, завод производил взрывчатые вещества и удобрения для сельского хозяйства. Точно так же впоследствии поступили и с химпредприятием «Азот» в Северодонецке, где украинские вояки долго держали оборону и насильно удерживали заложников – мирных жителей города. «Мы предполагали, что подразделения ВСУ постараются использовать химические атаки для нанесения ущерба – экологического, физического, когда речь шла о возможном использовании украинской стороной химического оружия, то предполагалось, что мог быть нанесен удар по предприятиям, на которых есть серьезные запасы всевозможных химических веществ. Фактически, речь идет о теракте, направленном в первую очередь против мирного населения», заявили представители НМ ЛНР.
Глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин поручил российским следователям во взаимодействии с правоохранителями ЛНР установить обстоятельства подрыва. «Сейчас выясняется, какое именно подразделение Вооруженных сил Украины действовало в указанном районе, а также конкретных лиц, ответственных за организацию этого преступления, и даст их действиям правовую оценку», сказал он.
Все попытки использовать Украиной химоружие или химатаки становятся известны и международным организациям. Еще в начале марта МИД России предупредил – украинские радикалы под контролем спецслужб США готовили несколько сценариев использования токсичных химикатов для провокаций и обвинения в них России. В частности, планировались подрывы цистерн с аммиаком в Одессе, а также в Донецкой области. Об этом МИД заранее оповестил Организацию по запрещению химического оружия и Совбез ООН. По данным российских военных, 9 марта в населенный пункт Золочев северо-западнее Харькова украинские военные завезли около 80 тонн аммиака. «По словам покинувших Золочев жителей, националисты учили их, как правильно действовать при химической атаке», сообщил тогда официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. В начале апреля первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский проинформировал, что боевики украинских нацбатов решили провести провокацию с использованием хлорина в Харьковской области: «Националисты планировали подорвать железнодорожные контейнеры, в которых содержится до 800 тонн хлорина». Кроме того, российское Минобороны сообщило о подготовке химических провокаций в пос. Котлярово Николаевской области. На случай подхода российских войск украинские диверсанты приготовили к подрыву емкости с токсичными веществами.
Глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что 120 сотрудников американских ЧВК привезли химические компоненты и готовят провокацию на востоке Украины: «Достоверно установлено присутствие более 120 сотрудников американских ЧВК в населенных пунктах Авдеевка и Приазовское Донецкой области. Для совершения провокации в города были доставлены резервы неустановленного химического компонента».
Доказательствами подготовки Украиной провокаций с использованием именно химических веществ стали и официальные запросы к НАТО с просьбой срочных поставок машин химзащиты и дезактивации. Всего украинская госслужба по чрезвычайным ситуациям запросила у Запада 31 спецмашину радиационной и химической разведки, 11 специальных лабораторных контрольных машин и 32 специальные дезактивационные машины. Кроме них, в партию военной помощи вошли 70 тысяч костюмов химической и биологической защиты, 43 тысячи пар перчаток, бульдозеры, металлоискатели, средства радиосвязи, противошоковые и обезболивающие медицинские средства, перевязочный материал и многое другое. Все это укладывается в картину, при которой украинские вояки, медики и спасатели собирались бороться с последствиями химического заражения той или иной местности. Все эти требования и поставки были за несколько месяцев до начала спецоперации, соответственно, Украина планировала химатаки заранее и не отказалась от этих преступных намерений и сейчас, когда интерес к украинским событиям в европейском сообществе постепенно вытесняется на обочину, а фронт начал обрушиваться. Чтобы вернуть к себе внимание и втравить в конфликт западные страны, Украина готова на все.
К этому примешивается желание отомстить Донбассу, России и другим неподконтрольным Украине территориям, оставить после себя руины и кладбища. Украинские националисты много раз заявляли, что «и Крым, и Донбасс будут либо украинскими, либо безлюдными». Запад подстегивает и щедро финансирует такой реваншизм и готов закрыть глаза на любые преступления и подлость украинского режима: хоть на массированные обстрелы городов, хоть на химические атаки, наподобие той, что произошла в Рубежном.