"Иерусалимская декларация" является угрозой для Ближнего Востока. Об этом заявил в пятницу официальный представитель МИД Ирана Насер Канани.
"В совместном заявлении [президента США Джо] Байдена и [премьер-министра Израиля Яира] Лапида подчеркивается "непоколебимая и решительная приверженность США поддержанию безопасности и военного превосходства Израиля, - цитирует Канани агентство ISNA. - Мишенью является не только Иран, но и арабские и исламские страны, которые всегда должны признавать превосходство" Израиля. По его словам, "поэтому основной источник угрозы для региона вполне ясен".
Доцент ИОН РАНХиГС Сергей Демиденко, отмечает, что "такая позиция США и Израиля по ядерной программе Ирана не может способствовать разрешению ситуации. В тоже время ничего нового с подписанием этой Декларации не произошло. И администрация Байдена, и администрация Трампа исходили из того, что надо ограничить Иран во всех смыслах этого слова. Что касается, того как будут развиваться события дальше вокруг выполнения Ираном сделки по СВПД, то мне кажется, что очень многое будет зависеть от общей конъюнктуры. Сейчас Иран в принципе для США - это нужная страна. Сейчас активный торг идет вокруг иранской нефти и иранского газа, что бы заместить Россию на этом направлении, и фактически администрация Байдена оказалась в тупике. С одной стороны, США вынуждены декларативно следовать той позиции, которой следовали, всегда настаивая на полном контроле ядерных усилий Ирана. Но, с другой стороны, Иран им сейчас нужен и в разрезе ближневосточной политике и с точки зрения углеводородной. А когда Байден приехал в Израиль, естественно он должен отыгрывать произральскую партию. Но вернувшись в США он должен предпринимать какие-то усилия на ирано-российском направлении. Хотя то, что произошло между США и Израилем, конечно не способствует продвижению иранской проблемы, и непонятно что США предпримут дальше. Но дальше скорее всего будут тайные консультации с Ираном, потому что ситуация для США крайне сложная и фактически патовая".
Эксперт отметил также, что "в реальности все, что связано с иранской ядерной программой - это терра инкогнита. Эта история началась с 2003 года, когда Иран подписал дополнительный протокол к ДНЯО. И после этого начала разворачиваться история о том, что Иран занимается разработкой ядерного вооружения. Но прошло уже почти 20 лет, и серьезно Иран к производству ядерного оружия не приблизился. Но сейчас разговоры на эту тему опять набирают обороты. Заявляется о том, что Россия якобы фактически дала Ирану технологии, при помощи которых он может создать ядерное оружие. Но опять кроме разговоров ничего и доказательств никаких нет. Ни одна из международных комиссий не подтвердила наличие у Ирана оборудования, которое позволяет обогатить уран до уровня, необходимого для создания ядерного оружия. В тоже время через эту ситуацию Иран получает некий рычаг управления международной ситуацией, некоего давления и отстаивания своих интересов. Поэтому с одной стороны Иран утверждает, что производства ядерного оружия нет в стране, но с другой стороны делает все, чтобы в это не поверили. И такая игра идет уже 20 лет".