Тема сирийского урегулирования на общей и двусторонних встречах президентов Владимира Путина, Реджепа Эрдогана и Ибрахима Раиси в Тегеране была одной из ключевых в повестке переговоров. Различие подходов по ряду вопросов повестки не помешало сторонам выработать совместную позицию по базисным принципам установления мира в Сирии и решения ее внутренних социально-политических проблем. Стороны подтвердили свою позицию в совместном итоговом коммюнике из 16 пунктов.
Первые шесть положений документа носят протокольный характер, перекликаются с принятыми ранее декларациями о суверенитете, территориальной целостности сирийского государства и невмешательстве в его внутренние дела. Тогда как остальные десять отличаются новизной и не во всем отвечают интересам отдельных участников переговорного процесса.
Так, впервые в итоговом коммюнике главы трех государств единодушно признали США основным препятствием на пути мирного урегулирования в Сирии, а американское военное присутствие незаконным, направленным на разграбление сирийского государства и поддержку сепаратистских сил, которые выступают за отделение от страны. Подчеркнута необходимость активизации политической поддержки Дамаска в его усилиях по созданию условий прекращения военного присутствия США и других государств Запада в Сирии.
Особое внимание обращено на усиление борьбы с "Исламским государством" (ИГИЛ, запрещенная в России международная террористическая группировка), другими террористическими и радикальными организациями на неподконтрольных сирийским властям территориях, откуда исходят угрозы преступности, экстремизма и сепаратизма. В документе предусматривается принятие дополнительных мер сторон для возвращения этих районов под контроль сирийской власти.
Рассматривая итоговое коммюнике более пристально, можно отметить, что его содержание в большей степени затронуло интересы Турции, руководство которой более месяца назад приступило к активной подготовке военных действий против проамериканских курдских вооруженных формирований «Сирийских демократических сил» (СДС) для выравнивания действующей зоны контроля на глубину до 30 км под предлогом обеспечения безопасности южных районов страны.
Россия с самого начала после обнародования Анкарой своих замыслов выступила против очередной военной операции на севере Сирии, а усиление российского воинского присутствия в районах предстоящих боев и сейчас оказывает сдерживающее влияние на турок. На встрече в Тегеране позицию Москвы активно поддержало руководство Ирана, в том числе его духовный лидер Али Хаменеи. «Удар по северу Сирии нанесет ущерб Турции, Сирии и региону в целом, но пойдет на пользу террористам. Сирийские вопросы нужно решать путем переговоров», - подчеркнул иранский лидер.
Как видится, ряд положений заключительного заявления направлен в разрез интересов Турции. Это, кстати, касается и необходимости «установления суверенитета над районами, которые занимают отряды террористов и экстремистов». Под этим, в первую очередь, подразумевается территория, входящая в «зону деэскалации Идлиб». Дислоцирующиеся здесь незаконные вооруженные формирования находятся под контролем Турции, которая в соответствии с соглашениями в Сочи взяла на себя обязательства по их разоружению, но так их и не выполнила.
Безусловно, Реджеп Эрдоган покинул Тегеран в расстроенных чувствах. С одной стороны, союзники по Астане запретили ему проводить военную операцию на севере Сирии. С другой, Россия и Иран в очередной раз указали турецкому лидеру на дестабилизирующую роль поддерживаемых Анкарой антисирийских вооруженных формирований, которые ведут войну против правительственной армии и союзных ей проиранских милиций.
Но основным достижением стало официальное признание турками подрывной роли США в Сирии. Похоже, Реджеп Эрдоган серьезно разочаровался в НАТО и Европейском союзе. Возможно, действия ВС России по постепенному, но неуклонному перемалыванию националистических формирований Киева в совокупности с деменцинальной потенцией Запада, убеждают Анкару в целесообразности выбора других партнеров для решения ее насущных проблем. Именно этим можно объяснить согласие Реджепа Эрдогана выступить против американской политики и практики в Сирии.
И все же, туркам придется отложить задуманное и отвести войска от линии разграничения с сирийскими курдами. Однако следует учесть, что Реджеп Эрдоган вряд ли откажется от своих планов по выдворению из Турции около одного миллиона сирийских беженцев до конца текущего года. Ведь от этого во многом зависит успех его победы на предстоящих в 2023 году всеобщих выборах. Поэтому он будет делать все для того, чтобы создать реальные причины и условия для расширения уже существующей зоны безопасности на севере Сирии.