На минувшей неделе председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Джо Байден провели более чем двухчасовой телефонный разговор, состоявшийся по инициативе американской стороны. Данный разговор лидеров двух стран стал их пятым прямым общением за полтора года с момента прихода Байдена в Белый дом и первым с марта этого года. По информации из Вашингтона, Байден и Си Цзиньпин обсудили ситуацию вокруг Тайваня, положение дел на Украине, а также ряд других вопросов двусторонней и глобальной повестки. При этом Белый дом не стал раскрывать детали беседы лидеров США и КНР по самой животрепещущей для двух стран теме – ситуации вокруг Тайваня.
Правда, кое-какая информация по этому вопросу все же просочилась наружу. В частности, стало известно, что Байден заявил китайскому лидеру, что Вашингтон против односторонних шагов по изменению статус-кво в ситуации вокруг Тайваня или подрыву стабильности и мира вокруг Тайваньского пролива. В свою очередь китайская сторона сообщила, что президент США заверил китайского коллегу, что Вашингтон не поддерживает сепаратизм Тайваня. Как передало Центральное телевидение Китая, Си Цзиньпин заявил Байдену, что Пекин решительно протестует против вмешательства внешних сил в тайваньский вопрос: «Нельзя идти против общественного мнения. Те, кто играет с огнем, от огня и погибнут. Надежда на то, что у США будет на этот счет ясное понимание».
Несмотря на жесткость заявлений Си Цзиньпина касательно Тайваня, обе стороны отметили, что состоявшийся телефонный разговор был искренним, и лидеры двух стран условились поддерживать контакты. Напомним, нынешний разговор лидеров Китая и США прошел на фоне сообщений о возможном визите на Тайвань спикера Палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси. Эти планы третьего лица в Америке вызывают резко негативную реакцию Пекина – только в последние дни китайские власти выпустили шесть предупреждений американцам на разных уровнях, пообещав принять «решительные и силовые меры», если Пелоси не откажется от своих планов.
И вот в субботу, 30 июля, Нэнси Пелоси начала свое азиатское турне, предусматривающее посещение Японии, Южной Кореи, Малайзии и Сингапура. В тот же день спецборт ВВС США, на котором летела Пелоси, приземлился на Гавайях. Заметим, отправляясь в Индо-Тихоокеанское турне, спикер палаты представителей ни словом не обмолвилась о посещении Тайваня, сославшись на требования безопасности. Данный факт может говорить о том, что в последний момент она все же отказалась посещать Тайбэй и приняла во внимание уговоры Белого дома, который был категорически против ее визита на «остров раздора».
Стоит отметить, что отмену посещения Пелоси Тайваня некоторые круги в США уже назвали ошибкой и признаком того, что Вашингтон подчинился воле Пекина. К примеру, профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне Мэтью Крениг полагает, что конгрессвумен не следовало заявлять о своих планах в публичном поле. «Она должна была просто приехать, как в случае с неожиданным визитом премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в Киев», – предположил Крениг.
Правда, отмена визита Пелоси на Тайвань еще не означает снятия этого вопроса с повестки дня в отношениях Китая и США, и напряженность вокруг спорного острова сохраняется. Эксперты утверждают, что обстановка вокруг острова «фактически балансирует на грани вооруженного конфликта». Вместе с тем они признают, что до «горячего» столкновения дело сейчас вряд ли дойдет. Пока стороны стараются определить «красные зоны». Пекин стремится расширить военное присутствие и продемонстрировать США недопустимость любых форм вмешательства в его политику по отношению к Тайваню. В свою очередь Соединенные Штаты рассчитывают спровоцировать Народно-освободительную армию Китая (НОАК) на блокаду и другие военные акции, чтобы выставить Китай агрессором.
Вашингтон, официально заявляя, что признает целостность Китая и статус-кво Тайваня, на деле рассматривает этот остров как независимое государство. Это позволяет США создавать очаг напряженности вокруг Тайбэя, на который Пекин не может не реагировать. Конечная же, цель такой провокационной политики Соединенных Штатов состоит в том, чтобы отвлечь ресурсы КНР и затормозить ее поступательное развитие вперед.
Вместе с тем нельзя не признать, что отмена поездки Нэнси Пелоси существенно усилит обвинения в адрес Белого дома в потакании Китаю, что сильно ударит как по главе государства с рейтингом одобрения ниже 40%, так и по всей правящей ныне в США Демократической партии. Не случайно же оппозиционные республиканцы так активно подначивали Пелоси не отказываться от планов посетить Тайвань. Для Республиканской партии это особенно важно накануне предстоящих в ноябре промежуточных выборов в конгресс, на которых у них есть неплохие шансы захватить лидерство как в сенате, так и в палате представителей.
Следует отметить, что свои политические нюансы есть и у Пекина. В октябре текущего года пройдет XX съезд Компартии страны, на котором, как ожидается, председатель КНР будет выдвинут на третий (чего никогда не случалось в истории Китая) срок у руля страны. И в преддверии столь важного события Си Цзиньпин также не может показаться недостаточно жестким по отношению к Соединенным Штатам, особенно по самой болезненной для Китая теме Тайваня.
На фоне того комплекса проблем, которые накопились во взаимоотношениях двух крупнейших экономик мира, стоящих по разные стороны баррикад еще и политически, мало кто всерьез ожидал хоть малейшего прорыва или разрядки от только что состоявшихся переговоров лидеров двух стран. Скорее всего, обе стороны загодя готовились в очередной раз обозначить друг другу взаимные претензии. По большому счету, так и произошло. По крайней мере, по вопросу Тайваня каждый остался при своем мнении, что было вполне предсказуемо.
Тем не менее, как считают эксперты, у Китая и США есть общие интересы, и это прежде всего следствие сильно взаимосвязанных экономик. Причем Пекин и Вашингтон заинтересованы как можно дольше сохранять прагматизм в двусторонних отношениях, пусть и постепенно при этом отдаляясь: китайцы занимаются собственным импортозамещением и собственными инновациями, а американцы в свою очередь хотят зависеть меньше от Китая, но так, чтобы этот процесс происходил как можно более организованно и без слома глобальной экономики.
Но что особенно важно – у обеих сторон сохраняется огромный интерес не начать войну. Сохранение статус-кво – жизненно важно как для США, так и для Китая. По этой причине сам факт сохранения каналов связи между лидерами двух стран для обсуждения самых острых проблем (даже без их последующего решения) стал уже неплохим развитием с точки зрения возможности избежать опасных кризисов. Нынешний телефонный разговор Си Цзиньпина и Джо Байдена – наглядное тому подтверждение.