В связи со взрывоопасной ситуаций вокруг Тайваня из-за визита на остров спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси некоторые эксперты поспешили заявить о возможном начале третьей мировой войны с применением ядерного оружия, которым обладают Соединенные Штаты и Китай. К счастью, здравомыслие в данном случае возобладало и угроза прямого вооруженного конфликта между Пекином и Вашингтоном вроде бы миновала.
Однако визит г-жи Пелоси на Тайвань лишний раз показал, насколько хрупок мир на нашей планете. В связи с этим приобретает особую важность Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), одобренный 12 июня 1968 года на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время его участниками являются 191 государство.
Так вот, накануне визита Пелоси на Тайвань президент США Джо Байден заявил, что Китай как участник ДНЯО должен участвовать в переговорах по ядерному вооружению. «У Китая также есть обязательство как у члена ДНЯО ... участвовать в переговорах, которые снизят риск просчетов и решат вопросы, связанные с дестабилизирующей военной динамикой», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте Белого дома накануне конференции по ДНЯО, которая проходит в Нью-Йорке с 1 по 26 августа 2022 года.
Напомним, обзорная конференция ДНЯО является главным событием в сфере ядерного нераспространения и разоружения и проходит раз в пять лет. Именно ее участникам Джо Байден и заявил о готовности обсуждать с Россией договор о контроле над стратегическими вооружениями, который должен прийти на смену СНВ-3, истекающему в 2026 году. Это им глава Белого дома заявил о том, что «США продолжат работать над конечной целью мира без ядерного оружия».
Вторым адресатом заявления Байдена мог быть американский конгресс, где в последнее время растут настроения, охватившие уже обе палаты, признать Россию спонсором международного терроризма. Это автоматически подразумевает не только новое качество санкций на грани полной изоляции, но и действия США против тех контрагентов из третьих стран, которые сохраняют отношения с таким государством.
В этой связи преувеличивать значение слов Байдена в плане того, что, мол, Соединенные Штаты готовы возобновить контакты с Россией, помимо переговоров об обмене заключенными, не стоит. Пока идут боевые действия на территории Украины, представить себе развернутые переговоры по СНВ-3 просто невозможно. Так что в каком-то смысле все заявления президента Байдена – это чистой воды пропаганда «миролюбивой внешней политики Вашингтона». Не более того. Реально же дела обстоят совсем иначе, о чем накануне напомнил глава МИД России Сергей Лавров.
В частности, глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что США не предлагали России возобновить переговоры по стратегической стабильности с целью выработки нового соглашения на замену Договору о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-3). «Что касается переговоров о возможном новом договоре по истечении ДСНВ-3, состоялись в прошлом году два раунда переговоров, после чего американская сторона взяла паузу. А на нынешней стадии развития международных отношений они даже и не предлагают возобновлять переговоры», – сказал Лавров журналистам. «У них стало привычкой какие-то вещи объявлять через микрофон и потом про них забывать. Никаких обращений к нам по поводу возобновления процесса переговоров не было», – добавил министр. Вот так. Коротко и ясно обрисовал глава МИД России все инициативы Вашингтона в области внешней политики и разоружения в частности.
Необходимо заметить, что еще до обострения американо-китайских отношений из-за визита Пелоси на Тайвань США предлагали Китаю присоединиться к выработке нового договора по стратегическим вооружениям, однако Пекин отказался от этого, сославшись на несоизмеримость количества ядерных боеголовок у КНР и Соединенных Штатов. После этого Вашингтон стал настаивать на том, чтобы Москва надавила на Пекин в этом вопросе. Россия, естественно, отказалась делать это. Вот что по этому поводу заявил Сергей Лавров: «Если когда-то такие переговоры будут возобновлены, то решать о том, присоединяться ли к ним, будет сама Китайская народная республика – американцы нашу позицию прекрасно знают».
Очевиден и такой факт. США хотят вовлечь Россию, а заодно и Китай, в долговременный переговорный процесс по стратегическим вооружениям. Вашингтону нужно время, чтобы догнать Москву в создании самых современных вооружений, к примеру, гипероружия, которого у Соединенных Штатов на сегодня нет, а у России есть. Пока же США разрабатывают план модернизации своей стратегической триады и в целом ядерных вооружений общей стоимостью $1,2 трлн, дабы держать в готовности свой «ядерный щит и меч» в ближайшие 30 лет. В этом контексте заявления Джо Байдена о готовности проводить переговоры по СНВ-3 совершенно не выглядят проявлением торопливости – США просто нужно выиграть время.
Здесь как раз уместно сказать о том, как в России в целом отреагировали на предложение США разморозить диалог по контролю над вооружениями на фоне конфликта вокруг Украины. Надо отметить, что реакция получилась неоднозначной, если не сказать противоречивой: в Совбезе усомнились в том, что диалог с американцами надо восстанавливать; в Кремле, наоборот, сказали, что это нужно делать как можно скорее; а в МИД предположили, что американцы скрывают реальную подоплеку своего предложения.
Первым на заявление президента Байдена отреагировал заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев. «Чуть больше месяца назад я написал, что для американцев крайне важны вопросы стратегической безопасности, которые без нас решить невозможно. И они приползут с этой темой. Ну вот. Приползли», – написал он в своем Telegram-канале. «Все это, конечно, хорошо. Тем не менее, еще раз замечу. Сейчас ситуация гораздо хуже холодной войны. Много хуже! И не мы в ней виноваты, – продолжил Медведев. – Ну и главное… Оно нам вообще надо? Мир стал другим».
В Кремле же заявлению Джо Байдена дали скорее положительную оценку. «Москва неоднократно говорила о необходимости как можно скорее начать такие переговоры (о будущих рамках контроля над вооружениями – прим. ред.), так как времени остается мало», – сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Если ДСНВ прекратит свое существование, не будучи замененным «добротной основой», то это, по его словам, «самым негативным образом скажется на мировой безопасности и стабильности, прежде всего в области контроля над вооружениями». Вместе с тем он добавил, что консультации о судьбе ДСНВ могут проходить «только на основе взаимного уважения, учета озабоченностей друг друга и готовности слушать озабоченности друг друга».
В свою очередь в МИД России заявили, что «США должны теперь сами определиться, готовы ли они реально к диалогу по стратегической стабильности на основе равноправия, взаимного уважения, учета национальных интересов». «Пока же мы видим только вашингтонские метания», – сказала на брифинге официальный представитель ведомства Мария Захарова. По ее словам, американская администрация долго пыталась от Москвы «самоизолироваться, прервав любые контакты», «а сейчас вдруг завела разговор о новом соглашении на замену ДСНВ». «Может быть, это какой-то очередной предвыборный маневр в США или иная конъюнктурная риторика», – допустила дипломат.