Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Ситуация на европейском энергетическом рынке продолжает только ухудшаться. Причем причин погружения Евросоюза (ЕС) в масштабный отраслевой кризис все больше. Даже такой прикладной фактор, как обмеление Рейна из-за аномальной жары, усугубляет проблему ресурсоснабжения: судоходство по реке теперь ограничено, и доставка в необходимых объемах в том числе энергетических грузов (угля и нефтепродуктов) сильно затруднена. Прогноз климатологов сегодня таков, что навигация может вскоре прекратиться совсем.
Генеральная же проблема для Евросоюза – это, конечно, газовый дефицит, спровоцированный известным санкционным ажиотажем в отношении России. Западные страны, безудержно расширяя антироссийские санкции, в итоге сами наткнулись «на вилы». Президент России Владимир Путин неоднократно предупреждал власти Евросоюза о «санкционном бумеранге» из-за их увлечения генерировать и принимать антироссийские «пакеты».
Решить же проблему нехватки газа в ЕС можно довольно быстро, начав восстанавливать сильно подорванную кооперацию с «Газпромом» путем ослабления санкций. Но политизация российских энергоносителей не позволяет брюссельским бюрократам идти по пути рационализма. Там пока предпочли пресловутый план принудительного снижения потребления голубого топлива (на 15% с 1 августа), который поддерживается отнюдь не всеми государствами содружества (хотя эта мера для стран ЕС добровольная, но в случае угрозы прекращения поставок Еврокомиссия может объявить «общесоюзную тревогу», и тогда ее статус станет обязательным).
Тем не менее синхронно власти ЕС продолжают возлагать надежды на газ «Северного потока», стремясь обеспечить должное заполнение подземных хранилищ к зиме. Но чтобы трансбалтийская система заработала в номинальном режиме, а не в «усеченном» (как сейчас) нужно вернуть отремонтированную турбину Siemens из Канады на штатное место – в Россию (компрессорную станцию «Портовая»). Определенные подвижки в ее логистике обозначились еще в середине лета – после продолжительных согласований установка все-таки была отправлена из Канады в ФРГ. Правда, прибыв в Германию, агрегат «застрял». Так что эпопея с турбиной Siemens для «Северного потока» вовсе не завершена.
11 августа посольство РФ в Берлине обнародовало пояснение, что поставка в ФРГ отремонтированной в Канаде турбины для «Северного потока» не соответствует условиям контракта; нужно подтверждение, что она не подпадет под санкции. «Газпром» пока соответствующих документов не получил. А без них концерн не сможет ни принять отремонтированную турбину, ни отправить на ремонт другие агрегаты.
В общем-то, это можно считать юридическим ответом Москвы на публичный призыв канцлера ФРГ Олафа Шольца к «Газпрому» «забрать» турбину Siemens для «Северного потока».
Пока ситуация остается патовой. «Газпром» не принимает турбину, сигнализируя контрагентам, что у компании приоритет – блюсти юридические нормы и что ей ни к чему новые санкционные риски. Так росконцерн намекает Западу задуматься об ослаблении антироссийских санкций. Подспудно это и попытка склонить Еврокомиссию к возобновлению процесса лицензирования полностью готовой к промышленным поставкам магистрали «Северный поток – 2».
Тем временем в немецкой прессе появились любопытные публикации о судьбе этого газопровода. К примеру, на страницах газеты Süddeutsche Zeitung отражена позиция представителей нескольких политических партий ФРГ по части будущего «Северного потока – 2». Они полагают, что необходимо разрешить запуск магистрали в промышленную эксплуатацию, причем как можно скорее. Что позволит избежать как индустриального торможения, так и социального коллапса в стране. Промедление же с решением этого вопроса группа немецких депутатов считает весьма рискованным – цены на природный газ продолжают расти, в связи с чем вскоре могут начаться народные бунты. Канцлер ФРГ Олаф Шольц пока не слышит парламентариев, продолжая долдонить о блокированном «Северном потоке – 2». Но сертификацию трубы заморозили не инопланетяне, а профильный федеральный регулятор. И Шольц полномочен менять его позицию. Президент России Владимир Путин еще в июле напоминал канцлеру о возможностях «Северного потока – 2». Тогда канцлер счел предложение российского лидера ввести газомагистраль в промышленную эксплуатацию «вопросом десятым».
Но Шольц понимает, что реализация сценария с запуском «Северного потока – 2» позволить решить проблему глубоко просевшей энергобезопасности ЕС. Однако, это будет означать и то, что «Газпром» победил в исторической схватке с Брюсселем за новый трансбалтийский маршрут. Чего евробюрократия допустить пока никак не может. Сейчас еще лето, жара, и к месту поговорка – «пар костей не ломит». А вот морозная зима – другое дело. Грядущая смена сезонов может запустить «отрезвление» комиссаров. Перспектива того, что газ «Северного потока – 2» будет «согревать» Европу этой зимой, вполне реальная.