Юрий Веселов, военный обозреватель
По сообщению руководителя лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, мощнейшие авиационные удары и последовавшие за ними артиллерийские налеты ВС Турции были нанесены по расположению воинского гарнизона сирийской правительственной армии в населенном пункте Телль-Джубна в 25 км западнее города Айн аль-Араб (Коббани) и в 2 км от турецкой границы. По предварительным сведениям, потери сирийского гарнизона составили 11 человек убитыми и 8 ранеными.
Следует отметить, что сирийский воинский гарнизон, развернутый в непосредственной близости от турецкой границы, размещен в соответствии с договоренностями между Россией и Турцией в 2019 году. Данный район находится под совместным контролем правительственных войск и курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС), входящих в состав проамериканских «Сирийских демократических сил». ОНС объявлена в Турции террористической организацией и находится вне закона.
На прилегающих к Айн аль-Араб высотах дислоцируется российский пункт контроля за обстановкой, который также находится в зоне контроля курдских вооруженных формирований.
Утверждать о том, что в Анкаре было принято поспешное и непродуманное решение о нанесении ударов, не будет правдой. Даже при довольно критическом отношении автора к проводимой турками политике в Сирии, нужно сказать, что действия Турции в сложившейся ситуации являются ответом на вооруженную провокацию курдов. В этом они сами откровенно признаются.
Так, по официальному заявлению курдского командования, накануне ОНС подвергли минометному обстрелу пост турецких жандармов в районе населенного пункта Бирджик в провинции Шанли Урфа на юге Турции. Погиб один турецкий военный и четверо других ранены. В этот же день был убит турецкий военнослужащий в результате нападения курдской диверсионной группы в районе границы с Турцией.
При этом, по заявлению представителя турецкой военной разведки, минометный огонь велся с курдских позиций, которые расположены в Телль-Джубна непосредственно в боевых порядках воинского гарнизона сирийской правительственной армии. Именно по этой причине опорный пункт подвергся мощному авиационному и артиллерийскому удару. При этом самолеты турецких ВВС не нарушали государственную границу Сирии, и действовали со своей территории.
Вместе с тем с началом бомбежек командование ВС Турции в ночь на 17 августа ввело на север Сирии три крупные колонны танков, бронетранспортеров, бронированных автомобилей и транспортов с боеприпасами в районы городов Африн, Джераблус и Азаз в провинции Алеппо.
По состоянию на 18 августа, турецкие войска не ведут наступательных действий. Однако артиллерия ведет непрерывный огонь по позициям ОНС и правительственных войск в районах Айн аль-Араб, Телль-Рифаат, Телль-Джубна, Африн. В провинции Алеппо турки развернули большой полевой госпиталь.
Военно-политическое руководство Сирии и России пока воздерживается от комментариев по поводу военных действий турецкой армии на севере страны. Командование ВС САР признало факт обострения обстановки в провинции Алеппо и столкновении с турецкой армией, в результате чего «пострадали семь сирийских военнослужащих».
Надо полагать, что данное обострение следует рассматривать как проводимую Турцией своеобразную «разведку боем» реакции Сирии, России и Ирана, выступающие против выравнивания турками существующей буферной зоны. Что касается США, то вряд ли американцы станут подвергать жесткому остракизму Анкару, которая своими действиями ослабляет влияние России и Ирана в Сирии.