Юрий Веселов, военный обозреватель
В ответ на массированный авиационный и артиллерийский удар по гарнизону сирийской правительственной армии в Телль-Джубна в 2 км от турецкой границы и гибель около 20 военных сирийская артиллерия обстреляла 19 августа город Аль-Баб, находящийся под контролем ВС Турции и их союзников. По информации руководителя лондонской «Обсерватории по правам человека в Сирии» Рами Абдеррахмана, жертвами обстрела стали 17 мирных граждан.
В свою очередь, по состоянию на утро 22 августа, ствольная и реактивная артиллерия ВС Турции и союзной «Сирийской национальной армии» периодически наносит удары по позициям курдских «Сирийских демократических сил» (СДС) и сирийской правительственной армии в районах населенных пунктов Самука, Телль-Мадык, Вардия, Сад аш-Шагба, Харбша, Телль-Завьян, Аш-Шааля, Радар аш-Шааля, окрестностям Телль-Рифаат на севере провинции Алеппо.
Одновременно турецкая артиллерия обстреливает сельскохозяйственные районы, примыкающие к городу Дарбасия (провинция Аль-Хасака) на сирийско-турецкой границе. При этом турки активно применяют разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты в основном для поиска и уничтожения полевых командиров курдских СДС.
По заявлению заместителя Реджепа Эрдогана по правящей в стране Партии справедливости и развития Наомана Куртулмуша, «Турция не несет ответственности за то, что происходит в Сирии. Это сирийский народ платит цену за развернутую в стране войну. Проблема между народом и Башаром Асадом, но не между Асадом и Турцией». Необходимо срочно искать пути и средства для политического урегулирования, и не направлять оружие в страну, подчеркнул партийный бонза, имея в виду военную помощь США курдским СДС.
Ему вторит и сам Эрдоган, утверждая, что «Турция не претендует на сирийскую территорию, не имеет агрессивных планов и не выступает за свержение Башара Асада. Она (Турция) ведет борьбу с терроризмом, который угрожает ее границам».
Вместе с тем словам турецкого руководства нет веры. На северо-западе Сирии в провинции Идлиб турки продолжают содержать хорошо вооруженные формирования сирийской оппозиции численностью до 40 тысяч боевиков, которые прикрываются 68 воинскими гарнизонами ВС Турции. Вся эта группировка нацелена на военные действия с сирийской правительственной армией, вооружена бронетехникой, большим количеством ствольной и реактивной артиллерии. Регион превращен в мощный укрепрайон с подземными хранилищами оружия, военного имущества и многочисленными складами с боеприпасами.
На словах турецкий лидер отказался от идеи устранения сирийского режима и в последнее время не использует враждебную риторику против Дамаска. На встрече на высшем уровне в рамках «астанинского формата» в Тегеране 19 июля президенты России и Ирана настоятельно рекомендовали Реджепу Эрдогану восстановить доверительные отношения с Башаром Асадом для того, чтобы совместно решать вопросы обеспечения безопасности южной границы Турции.
Турецкие политические обозреватели утверждают, что в ходе переговоров в Сочи 5 августа президент России Владимир Путин убеждал Реджепа Эрдогана в целесообразности сближения Турции с Сирией и переходу к сотрудничеству в борьбе с терроризмом и вооруженным экстремизмом. Тем более что между обеими странами продолжает действовать соглашение от 1989 года, четко регламентирующее взаимодействие силовых структур.
Безусловно, турецкому руководству будет очень сложно переориентировать свою политику в отношении Сирии. Вместе с тем Анкара переживает очень сложный экономический и финансовый кризис, в условиях которого содержание сирийской вооруженной оппозиции является непосильной обузой для Турции. Ведущие арабские монархии Аравийского полуострова практически свернули финансирование антисирийских организаций, включая сирийскую политическую оппозицию за рубежом. Более того, арабские монархии постепенно склоняются к целесообразности восстановления членства Сирии во всех региональных организациях.
Анкара вполне оправданно опасается оказаться «на задворках» в процессе урегулирования отношений с Дамаском и предпринимает активные усилия по восстановлению замороженных отношений с арабским миром. Министерство иностранных дел Турции разработало специальную программу по данному направлению. Однако откровенный эгоизм турецкой геополитики не позволяет Анкаре добиваться поставленной цели. Это наблюдается на примерах с Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, Израилем и рядом других государств.
В данных условиях Россия всеми возможностями будет отстаивать интересы Сирии.