Москва
21 ноября 2025 / 14:03
Москва
21 ноября 2025 / 14:03
Котировки
USD
21/11
80.7321
0.0000
EUR
21/11
92.6047
0.0000
Безопасность
Битва за Донбасс продолжается
Как живет осажденный Донецк
24 августа 2022 / 20:29
Битва за Донбасс продолжается

Марина Харькова

Наступает полгода с начала спецоперации. За это время армиям республиканцев и России удалось освободить Луганскую область, как составную часть Донбасса, и продвинуться в Донецкой области, юг которой полностью очищен от украинского оккупационного режима. Тем не менее половина территории Донецкой области остается под Украиной.

Не утративший боеспособности, не отрезанный от снабжения и не загнанный в некий «донецкий котел» противник продолжает ожесточенное сопротивление и бои за каждый метр, ведет варварские обстрелы городов ДНР, дистанционное минирование жилых кварталов противопехотными минами ПФМ («лепесток»), почти ежедневно наносит удары ракетами «Точка У» и «Хаймарс».

За сутки, по данным пресс-службы Народной милиции ДНР, на Донецк и прилегающие к нему города – Макеевку и Ясиноватую, падает до 300 снарядов всех калибров реактивной и ствольной артиллерии ВСУ. Также на ДНР обрушиваются удары ракет «Хаймарс» и гаубиц калибра 155 мм американских М777 и французских «Цезарь» из поставок западного вооружения. Обстрел Амвросиевского района привел к масштабным пожарам и разрушениям. А в Горловке после массированного артиллерийского налета на центр города погибла десятилетняя девочка и еще два ребенка получили тяжелые ранения. По всей республике множатся разрушения, горят поля и дома. Кроме террористических обстрелов мирного населения, в результате которых каждые сутки в ДНР погибают 7 человек и получают ранения несколько десятков человек, украинские боевики бьют по складам боеприпасов и расположениям республиканской армии. Все удары наносятся с дальних дистанций: Донецк и его спутники находятся уже вне зоны действия минометов и танков.

Грохот канонады над Донецком смолкает ненадолго. Артиллерия республиканцев и ВС РФ применяют тактику «огневого вала» против ВСУ. Впервые этим приемом воспользовались в годы Великой Отечественной войны. В Марьинке, на западе граничащей с Донецком, ВСУ (как в целом в Донбассе) окапывались 8 лет. Их позиции — разветвлённая сеть траншей, туннелей и подземных ходов, железобетонных укреплений. Поэтому расход снарядов на уничтожение таких целей огромный. Он предполагает применение 300-350 снарядов калибра 152-мм на взламывание узлов обороны противника. Огонь ведётся таким образом, чтобы гарантировать разрушение объекта. Лишаясь возможности ответного огня, ВСУ либо отходят, либо гибнут целыми взводами. Если прибавить к этому действия авиации, то на земле для противника практически каждый день открываются двери огненного ада.

Отдельно надо отметить мужество и смелость российских летчиков. В условиях активного противодействия украинских средств ПВО и широкого применения вражеских ПЗРК, в том числе американского комплекса «Стингер», штурмовая авиация ВКС РФ совершает ежедневные вылеты на донецкую линию фронта для отработки позиций украинских боевиков. Самолеты и вертолеты делают несколько заходов, применяя кабрирование, маневр, при котором с малых высот ведется бомбометание или пуск ракет. Также обстрелов и жертв Донецка было бы намного больше, если бы не успешная и беспрерывная работа ПВО. Донецкий ополченец Влад, офицер-зенитчик, коротко прокомментировал ее особенности: «Только благодаря России над ДНР выстроена эшелонированная защита воздушного пространства, потому что своими силами мы бы такое большое количество ударов не отразили. Дело в том, что чем мощнее и массированнее удары, тем больше вероятность, что часть ракет прорвутся к цели. На это и делается расчет во время украинских атак. Потери нашей стороны - и на фронте, и в тылу - были бы сокрушительными, если бы не интенсивная работа средств ПВО. На мой взгляд, эффективность ПВО сейчас составляет более 80 процентов. Конечно, при таком высоком градусе боевых действий, площади, на которой они ведутся, и количестве атак противника, ошибки случаются. Но и опыт приходит быстро. Интенсивность и вражеских ударов, и работы системы ПВО очень высокая. Российские системы ПВО в своей зоне ответственности полностью контролируют ситуацию в ДНР. Зачистка неба идет и днем, и ночью. Но нельзя недооценивать врага, который постоянно ищет слабые места, устраивает массированные атаки. Сейчас по республикам и освобожденным территориям применяются ракеты всех видов – «Ураган», «Точка У», «Хаймарс», все еще пытаются атаковать уцелевшие украинские самолеты и вертолеты, и беспилотники – ударные и разведывательные. Большая часть атак с воздуха успешно отражается. Чтобы подавить наше ПВО, украинские вояки постоянно охотятся на экипажи и на установки. Они считаются приоритетными целями для ВСУ. Поэтому наши комплексы часто и быстро меняют позиции, чтобы не попасть под удар».

Тем временем Донецк остается в эпицентре боевых действий. На западе и северо-западе от города идут бои. В донецкие больницы бойцов привозят с угледарского и авдеевского направлений. Раненый разведчик с позывным Кот рассказал, что продвижение возле Угледара медленное и трудное. Его разведбат столкнулся с подразделением ВСУ, усиленным польскими наемниками: «До начала атаки мы перехватывали некоторые переговоры, которые велись на польском языке. Потом узнали, что поляки – мастаки устраивать хитрые засады. А перед атакой наши позиции накрыли польскими минами, они бесшумные, прилет был неожиданным. Потерял сознание, очнулся уже после операции». Второй раненый, Алексей, считает, что «дух у укропов подорван. Постоянно отступающая и не имеющая никаких побед украинская армия морально подавлена. Это видно по настроениям пленных, которых мы взяли на Песках. Все пленные были угрюмые и мрачные, сидели вшестером в одном окопе, наполовину засыпанном землей. Еще был случай, видели погибшего украинского артиллериста возле покореженной гаубицы. Его рука была на длинной цепочке, метра три-четыре, прикованной к пушке, чтобы мог двигаться. За что его привязали, проштрафился или хотел дезертировать, не понятно. Но его не пожалели, привязав так, чтобы он не мог укрыться при обстреле. Такие моменты ясно показывают, с кем мы имеем дело».

Подавление сопротивления ВСУ в п. Пески, расположенном в 200 метрах от окраины Донецка, ведется до сих пор. За окраины поселка, куда оттеснили противника, бои продолжаются, территория самого маленького поселка, где давно не осталось мирных жителей и откуда ВСУ восемь лет били по нашим позициям и по Донецку, зачищена. Удержание осложнено тем, что Пески расположены в низине и союзные войска оказываются под перекрестным огнем ВСУ с их сильных позиций у Невельского, Водяного и Первомайского. Республиканские войска в эти дни продвигаются к Опытному и Невельскому, но проблема в том, что и Невельское, и Водяное, Опытное, Нетайлово и еще с десяток соседних пунктов – это мощные узлы ВСУ, которые быстро пройти не удастся. Чтобы установить контроль над Песками, понадобилось двадцать дней. А значит, Донецку и его жителям надо быть готовыми, что на смену горячему лету придет такая же осень.

Между тем на разных участках фронта украинские вояки с отчаянием камикадзе время от времени даже заходят в контратаки. Например, пару дней назад ВСУ со стороны Розовки (переименован Украиной в Александрополь) на направлении п. Новгородское (переименован в Нью-Йорк) попытались пойти на прорыв наших позиций. Шли только живой силой, без прикрытия бронетехники, которой, по данным нашей разведки, у укропов осталось на том направлении немного - многое повреждено, разбито или нечем заправить.
Перед бессмысленной атакой ВСУ провели артиллерийский обстрел, но их пехоте это не помогло. Атака была отбита, украинцы понесли потери и отошли, бросив своих погибших и раненых. Аналогичные сомнительные и безуспешные контратаки предпринимались противником до этого и на марьинском участке фронта.

По факту украинские вояки вытесняются с одних позиций, отходят и накапливаются в других местах. Все бои несут затяжной и изнурительный характер. Только благодаря упорству, героизму и мотивированности бойцов ДНР, во всех штурмах выступающих передовой ударной силой, удается отбрасывать врага.

Относительно динамичным выглядит продвижение на других участках. Например, на горловском, где ВСУ были изгнаны из п. Травневое и Гладосово, а 19 августа – и из многострадального поселка Зайцево. Зайцево – это большое село, северная часть которого была под ВСУ, а остальное подконтрольно ДНР. На самой линии фронта продолжали жить люди и погибать от обстрелов украинских вояк. В поселке не осталось ни одного целого дома, а самой разрушенной стала улица имени генерала Карбышева: такая связь времен и событий спустя почти 80 лет просто удивительна. Теперь украинские оккупанты выброшены из Зайцево, а линия фронта немного отодвинулась от окраин Горловки.

Продолжаются боевые действия и на севере Донецкой области – в Соледаре и на подступах к Артемовску, где сосредоточены основные силы ВСУ после их отхода из Северодонецка. Часть Соледара, промзона и несколько улиц, уже подконтрольна союзным силам, но полностью город пока не взят. Битва за Донбасс продолжается.