Юрий Веселов, военный обозреватель
Как представляется, США и Израиль решили серьезно «заняться» военным присутствием Ирана на территории Сирии. Вслед за предыдущим мощным ударом 24 августа по окрестностям приграничного с Ираком города Аль-Букемаль американская авиация применила 25 августа авиационные ракеты по другому расположению КСИР и проиранских милицейских формирований. Арабские СМИ пока не указывают точного места бомбежки, но на сей раз речь может вестись об окрестностях города Аль-Маядин, также как и Аль-Букемаль, находящегося на востоке провинции Дейр эз-Зор.
По докладу Пентагона, в предыдущем налете на Аль-Букемаль участвовало восемь истребителей F-16 и F-15, вооруженных авиационными ракетами и бетонобойными бомбами. Удары в основном наносились по защищенным хранилищам ракетного оружия, наземным складам и пунктам управления и связи. О жертвах среди военных не сообщается.
Последующий авианалет был самым мощным за всю историю ирано-американского противостояния. Представители американского военного ведомства не раскрыли данных о количестве участвовавших в ударе боевых самолетов, объявив, что целями стали склады с боеприпасами, казармы, штабы и учебный центр, по которым было выпущено 14 ракет.
В ночь на 26 августа ракетно-авиационному удару ВВС Израиля подверглись хранилища оружия и боеприпасов КСИР на восточной окраине города Тартус. Сирийские средства ПВО открывали огонь по ракетам, выпущенным из воздушного пространства Ливана. О жертвах среди военнослужащих сведений пока нет.
Руководство Ирана никак не комментирует активизировавшиеся удары авиации США по военным объектам в Сирии. Правда, накануне американских налетов в Тегеране прошло закрытое прощание и похороны одного из высокопоставленных офицеров КСИР, погибших в Сирии. Имя и фамилию его персы предпочли не называть. В свою очередь, и сирийские власти занимают сдержанную позицию.
В открытых средствах информации отсутствуют комментарии на отданный 24 августа 2022 года президентом Джо Байденом приказ о нанесении ударов по всем проиранским милицейским формированиям в Сирии по усмотрению штаба Центрального командования ВС США (Доха, Катар) и по заявке руководства американской военной базы Ат-Танф (стык границы Сирии с Ираком и Иорданией). Как считают местные аналитики, формальным поводом для принятия данного решения стал обстрел из реактивной артиллерии американского гарнизона вблизи одного из месторождений нефти восточнее реки Евфрат, в результате которого был ранен американский офицер. По осколкам реактивного снаряда Иран был определен как производитель.
Надо полагать, что Вашингтон своими действиями в Сирии стремится оказать давление на Тегеран с целью склонения персов к более мягкой позиции в ходе продолжающегося согласования документа, предусматривающего восстановление ядерной сделки – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВДП). 19 августа Иран снял свое требование к США об исключении КСИР из списка террористических организаций и передал данное предложение европейскому посреднику. Вашингтон обещал до конца августа дать официальный ответ о готовности подписать документ, который обязывает все страны-участницы СВПД (Британия, Германия, Иран, Россия, США, Франция) под эгидой ООН заключить обновленное соглашение по ядерной программе Ирана.
Ясно, что американцы «играют свою игру», которая сводится к затягиванию договоренностей с Ираном в расчете получения выгоды от данного акта. При этом Белый дом хочет как-то «умаслить» Израиль, руководство которого занимает непримиримую позицию по вопросу возврата Ирана к ядерной сделке от 2015 года. Безусловно, Вашингтон своими действиями в Сирии хочет продемонстрировать Тель-Авиву решимость помочь еврейскому государству в обеспечении его безопасности путем ослабления военных возможностей Ирана в Сирии и готовность продолжить удары по тем силам, которые, по мнению израильтян, представляют для них большую опасность.
В самом Иране заявляют, что США и Европа в большей степени заинтересованы в договоре. И это правда. Но и Тегеран хочет снизить накал напряженности вокруг себя и поэтому избегает враждебной риторики в ответ на авиаудары Вашингтона по своим военным объектам в Сирии.
В то же время в США осознают, что Иран в настоящее время обладает на Ближнем Востоке довольно значительными силами для нанесения жестких и болезненных ударов по американским военным объектам в Сирии, Ираке и ряде других государств Ближнего Востока. Персы, опираясь на лояльные им шиитские милицейские формирования, способны развернуть настоящую партизанскую войну и заставить американцев выйти из Сирии и Ирака по афганскому варианту.
Надо полагать, что ближайшее время будет характеризоваться ростом напряженности в Сирии. Пентагон будет продолжать наносить ракетные и авиационные удары по военным объектам КСИР. При этом Израиль не станет отставать от США, и следует ожидать усиления и его военной активности в регионе.