Сергей Саенко, международный обозреватель
В кукольном театре (паппет-шоу) британской политики новая звезда. Причем такой, что и тексты специально писать не надо.
Глава МИД Великобритании и главный кандидат на пост премьер-министра Лиз Трасс заявила, что не решила, можно ли назвать президента Франции Эммануэля Макрона другом или врагом для ее страны. Резковато как-то для союзника по НАТО, партнера по «семерке» и лидера государства, разделяющего все базовые ценности и принципа Западного.
Это заявление она сделала в минувший четверг во время очередных дебатов с Риши Сунаком за лидерство в Консервативной партии (тори) и кресло премьера. Во время дебатов, трансляцию которых вел телеканал Sky News, обоим кандидатам был задан вопрос: «Президент Макрон – друг или враг Британии?» На что Трасс с ухмылкой ответила: «Присяжные еще не вынесли решения». Затем добавила: «Пока не ясно… Но если я стану премьером, я буду судить его по его делам, а не по словам». Кстати, второй кандидат на пост премьера Сунак назвал президента Франции другом королевства.
Высказывание Трасс было встречено одобрительными возгласами и аплодисментами аудитории. Это позволило предположить, что после выхода Британии из Евросоюза (Brexit), проевропейски мыслящие люди покинули ряды партии тори, и сейчас среди ее членов преобладают изоляционисты, ностальгирующие по былому имперскому величию страны. Похоже, что именно на таких людей и ориентируется Лиз Трасс.
Однако, если в г. Норидже, где проходили дебаты, аудитория аплодировала г-же Трасс, то за пределами этого города ее скандальное заявление наделало много шуму. Причем, как в Британии, так и за ее пределами. В Туманном Альбионе ее раскритиковали не только оппоненты из Лейбористской партии, но и однопартийцы-тори. Все критики обратили внимание на то, что Трасс – не просто претендентка на пост лидера партии, но и действующий министр иностранных дел, и должна придерживаться дипломатического языка. А Эммануэль Макрон – даже не премьер-министр, а глава государства, олицетворяющий суверенитет Франции.
В пятницу, 26 августа, дошла очередь до комментариев и со стороны самого Макрона. Находясь с визитом в Алжире, он ответил вежливо, но многозначительно: «Никогда не следует терять ориентацию в жизни. Если бы мне задали подобный вопрос, то кто бы ни стал следующим лидером Великобритании, я бы не колебался ни секунды: Британия является другом Франции». Далее французский президент добавил: «Мы живем в сложном мире. Появляется все больше нелиберальных демократий, авторитарных демократий, дестабилизирующих держав. Если Франция и Британия не смогут сказать, являются они друзьями или врагами, то мы движемся к серьезным проблемам».
Уходящий с поста премьер-министра Великобритании Борис Джонсон попытался несколько сгладить неловкую ситуацию. Он заявил, что отношения между Британией и Францией имеют огромное значение. «У меня всегда были очень хорошие отношения с Эммануэлем Макроном», – сказал Джонсон и по-французски добавил, что президент Франции является «очень хорошим другом нашей страны».
Пожалуй, Джонсон явно лукавил, т.к. при нем отношения между Лондоном и Парижем были очень натянутыми, а его личные отношения с Макроном трудно назвать дружескими. Достаточно только вспомнить взаимные оскорбления и обвинения во время недавнего спора вокруг рыболовства в Английском канале (Ла-Манше) или в борьбе с незаконными мигрантами, которые пытаются проникнуть на Британские острова из Франции. Сторонники улучшения взаимоотношений между Лондоном и Парижем надеялись, что после ухода в отставку Джонсона, стороны забудут взаимные обиды, и климат в двусторонних отношениях заметно потеплеет. Но, если судит по высказываниям г-жи Трасс, этому вряд ли суждено сбыться.
Между тем в Британии 20 июля прошел пятый раунд голосования членов парламента от Консервативной партии для избрания лидера, который автоматически станет премьером страны. Тогда по итогам в финал избирательной гонки вышли два кандидата: Трасс и Сунак. В последнем туре победитель определится голосованием всех членов партии, которых на сегодняшний день насчитывает более 180 тысяч. Голосование пройдет по почте. Имя нового лидера партии тори и премьер-министра Соединенного Королевства будет объявлено в понедельник, 5 сентября. И с большой долей вероятности этим человеком станет именно Лиз Трасс, которая, как свидетельствуют опросы, существенно опережает Риши Сунака.
Как считают многие аналитики, это будет трагедией для Британии. По их мнению, приход к власти Лиз Трасс может свидетельствовать лишь о катастрофическом падении уровня британского истеблишмента. Считается, что такой слабой фигуры как Трасс на посту премьер-министра Великобритании не было за всю многовековую историю королевства. Не случайно же в стране Трасс прозвали «бормочущей дурой». Правда, сама Трасс мечтает стать новой «железной леди». Но, представляется, что она явно не дотягивает до Маргарет Тэтчер – ни своими словами, ни своими действиями. Одним словом, ничего хорошего от г-жи Трасс миру ожидать не следует. Единственным, как сообщает британская газета Independent, кто будет рад ее приходу к власти, так это оппозиционные лейбористы, где полагают, что их лидер Кир Стармер будет неплохо смотреться на фоне ее «деревянного» стиля общения.
Что же касается России, то от «ястреба» Лиз Трасс ничего хорошего ждать не приходится. Ярая русофобка она уже неоднократно негативно высказывалась в адрес нашей страны и лично президента Владимира Путина. Особенно жестко Трасс высказывается касательно специальной военной операции (СВО) России на Украине. В Москве, заметим, ранее уже отмечали русофобский характер высказываний Лиз Трасс. В частности, официальный представитель МИД России Мария Захарова еще в июле отметила, что предвыборные заявления Трасс о намерении «обеспечить поражение России» на Украине «говорят о ее крайней агрессивности и болезненных амбициях».
По словам Захаровой, ситуация в самой Великобритании в социально-экономической сфере только ухудшается, поэтому политики, в том числе и Трасс, прибегают к антироссийской риторике, «чтобы отойти от объяснения своим избирателям, что пошло не так и почему они приняли решения, которые ударили по жизни британцев».
Кстати, отреагировала Мария Захарова и на последнее заявление Трасс относительно Макрона, написав в своем Telegram-канале: «Та Британия, которая начнется с Лиз Трасс, если она станет премьер-министром, будет совершенно другой: такого сюрприза еще в Лондоне не было. Там и видно будет, кто с ней сможет "дружить", а кто сначала подумает».
Однако кандидатура Лиз Трасс на пост британского премьера представляет опасность не только для России, но и для самой Великобритании, для Европы и всего мира. По крайней мере, так считает член международного комитета Совета Федерации Сергей Цеков в связи с недавним заявлением г-жи Трасс о том, что после того как станет премьер-министром, она готова будет применить ядерное оружие. Политик полагает, что «это типичный пример "обезьяны с гранатой" – от нее можно ожидать чего угодно».
Тоже кстати хорошее амплуа для кукольного театра.