Сергей Саенко, международный обозреватель
В США 8 ноября состоятся выборы в конгресс, носящие название промежуточных, т.к. они проходят ровно в середине четырехлетних сроков президентских раундов в четных годах. На этот раз будут избираться все 435 делегатов в палате представителей и 34 – в сенате. В обеих палатах сейчас большинство у демократов, но оно незначительно. Так, в нижней палате конгресса перевес демократов всего в 9 депутатов, а в сенате вообще число демократов и республиканцев равное – по 50. Однако, согласно Конституции страны, председателем верхней палаты конгресса является вице-президент, на данный момент это Камала Харрис. В случае равенства голосов по спорным вопросам ее голос становится как раз решающим и потому считается, что у демократов большинство.
Сразу хотелось бы отметить, что в противоборствующих лагерях сейчас не все гладко – Демократическая партия страдает от последствий проводимой президентом Джо Байденом внутренней и внешней политики, а по рейтингам республиканцев могут ударить недавние решения Верховного суда по поводу запрета абортов и расследования вокруг экс-президента страны Дональда Трампа. Каковы шансы демократов сохранить свои позиции в конгрессе, а республиканцев отвоевать места, попробуем разобраться в этом материале.
Многие эксперты не сомневаются, что через пару месяцев демократов ждет поражение. Одна из причин – это низкий рейтинг (в районе 30%) у их лидера президента Байдена, и потому лишь 26% голосующих за демократов хотят, чтобы он вновь избирался на этот пост в 2024 году. Также, согласно последним опросам, почти 90% опрошенных американцев считают, что страна идет по неверному пути. Но все-таки главная причина – это экономическое положение в США, что всегда является решающим фактором для избирателей. Последнее явно оставляет желать лучшего в связи с ростом инфляции, что вызвало небывалой скачок цен на продукты и бензин.
Безусловно, американцев по традиции больше интересует внутренняя ситуация в стране, нас же – внешняя политика Белого дома. В этой связи резонно спросить: можно ли ожидать каких-то серьезных позитивных изменений позиции Вашингтона касательно России, если в ноябре победят республиканцы? Пожалуй, вряд ли, хотя напряженность может немного снизиться. Действительно, каждый раз во время голосований по очередному пакету антироссийских санкций обычно все демократы выступают «за», но небольшое количество республиканцев «против». Так, к примеру, поступили во время голосования по украинскому ленд-лизу 11 сенаторов и 57 конгрессменов-республиканцев. Этого, конечно, было недостаточно для отклонения закона, но, тем не менее, факт налицо. В любом случае, до выборов еще два месяца, и все это время президент Байден и большинство членов конгресса будут препятствовать прекращению военных действий на Украине, продолжая накачивать ее оружием и деньгами.
Совершенно очевидно, что Байден не может остановиться, поскольку Украина – это во многом его личный проект, который начался еще в годы его вице-президентства при президенте Бараке Обаме и продолжается до сих пор. Любой компромисс с президентом России Владимиром Путиным будет для Байдена политическим самоубийством, особенно после катастрофы США в Афганистане и позорного вывода американских войск из этой страны в августе прошлого года.
Тем не менее нельзя не отметить, что число экспертов, осознающих опасность нынешнего курса Вашингтона, постоянно растет. В частности, профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс, не ограничиваясь общими фразами, называет конкретные имена виновников нынешнего кризиса. Речь идет о тех, кто после распада СССР провозгласил новый мировой порядок, в котором США с помощью постоянно расширяющегося НАТО должны доминировать на планете и противостоять тем региональным державам, которые посмеют бросить вызов глобальной гегемонии Америки.
А такие державы в последние годы появились: в первую очередь – это Россия и Китай. В результате в настоящее время в экспертном сообществе и СМИ все чаще говорят об угрозе третьей мировой войны с применением ядерного оружия. К слову, даже папа Римский Франциск усомнился в необходимости поставок оружия на Украину и даже, не стесняясь в выражениях, заявил, что не исключает того, что «лай НАТО прямо у дверей России» спровоцировал конфликт и реакцию президента Путина. Эти заявления понтифик сделал в интервью итальянской газете Corriere della Sera, удивив весь западный мир.
Возвращаясь к теме предстоящих промежуточных выборов в конгресс, повторим, что в случае победы республиканцев в США наступят серьезные реформы в области внутренней политики, в первую очередь в сфере энергетики. Правда, тут есть один серьезный нюанс. Если раньше американцы голосовали по каким-то убеждениям, что лучше для них, для их семьи, для страны, то сейчас в рамках резкой поляризации общества многое зависит от того, кто больше поддерживает Трампа, а кто его ненавидит. Не вызывает сомнения лишь один факт: сегодня Америка расколота примерно пополам. Но это все внутренние дела Соединенных Штатов.
Что же касается вопросов внешней политики, то здесь особого различия между демократами и республиканцами нет. Среди сторонников абсолютной мировой гегемонии США есть представители обеих партий. В американском политическом лексиконе их называют неоконсерваторами и неолибералами. По выражению того же Джеффри Сакса, администрация Байдена буквально «насыщена этими господами». Они же доминируют в конгрессе, а также в большом количестве мозговых центров и СМИ Америки, обеспечивающих идеологическое обоснование такой политики Вашингтона. Все они пользуются мощной финансовой поддержкой со стороны американского военно-промышленного комплекса (ВПК), являющегося главным бенефициаром бесконечных войн США и их союзников по НАТО в мире, в частности на Ближнем и Среднем Востоке, а также на Украине.
Именно по этой причине даже если в ноябре в конгрессе победят республиканцы, то не стоит ждать улучшения отношений Москвы и Вашингтона, равно как и немедленного прекращения поддержки США киевского режима. Также следует ожидать ужесточения политики в отношении Китая и Ирана, который в последнее время сближается с Москвой и практически вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Не хотелось бы заканчивать эти заметки на пессимистической ноте, но таковы сегодняшние реалии Америки. И все же, как было сказано выше, в случае победы республиканцев в ноябре, будем надеяться, что количество адекватных членов конгресса, осознающих губительность нынешней внешней политики США, хоть немного, но возрастет, а значит и появится дополнительный шанс избежать начала третьей мировой войны.