Юрий Веселов, военный обозреватель
В ночь на 7 сентября Израиль нанес очередной ракетно-бомбовый удар по международному аэропорту Алеппо, приведя в негодность взлетно-посадочную полосу и разрушив одно из складских зданий, где могло храниться доставленное из Ирана военное имущество. Сообщается, что налет был совершен за несколько минут до посадки на аэродром иранского транспортного самолета.
Предыдущий удар по аэродрому был осуществлен израильтянами по точно такой же схеме 31 августа. Налет помешал приземлению на аэродром Алеппо иранского транспортного самолета, который был вынужден сесть в международном аэропорту Дамаска, после чего удар был нанесен и по этому аэродрому.
В отличие от ракетного налета в конце августа, Тель-Авив в сентябре выступил с заявлением, в котором в очередной раз «разъяснил» цели и задачи своих действий в Сирии. Их озвучил на одном из информационных каналов Израиля председатель комитета по международным делам и безопасности кнессета (парламента) Рам Бен Барак.
Израильский депутат обрушился на Иран, обвинив его руководство в стремлении закрепить свое военное присутствие в Сирии и использовать это государство в качестве транзитного пункта для поставок высокотехнологичного оружия в другие страны региона, а саму Сирию как плацдарм для нападения на Израиль. Именно поэтому Тель-Авив вынужден наносить удары по территории и сирийским военным объектам, на которых дислоцируются иранские военные, лояльные Тегерану милицейские формирования, склады с оружием и боеприпасами.
Бен Барак указал на изменение тактики действий израильского командования, которое заключается в нанесении ударов не только по военным объектам Ирана на сирийской территории, но и по транспортным узлам, то есть по аэродромам арабской страны.
При этом он впервые за последние несколько лет возложил вину за действия иранцев в Сирии лично на президента Башара Асада. «Удар по аэродрому Алеппо следует расценивать как прямое послание режиму Башару Асаду о том, что примирение с Сирией и все международные усилия станут напрасны в случае выбора террористического направления (поддержки Ирана)», - указал Бен Барак. «Указываем Асаду и сирийцам, что выбор в пользу Ирана приведет к удару по нему и заключенному миру», - добавил израильский депутат.
Следует отметить, что подобное заявление следует рассматривать в качестве открытого предупреждения властям Сирии и главе государства о возможности проведения Израилем мощного массированного удара по иранским военным объектам на всей территории арабского государства и возможному возникновению вооруженного конфликта в регионе. Помимо Израиля и Сирии, него могут быть втянуты Иран, Ливан и Ирак, а на стороне еврейского государства США.
Военно-политическое руководство России стремится не допустить развития обстановки по такому сценарию и пока ограничивается использованием дипломатических средств для удержания сторон от военной эскалации. Москва также ведет активную работу в рамках трехсторонней комиссии (Россия, США, Иордания; Израиль – наблюдатель) предотвращению несанкционированных инцидентов на суше и в воздушном пространстве Сирии.
В соответствии с договоренностями, стороны обязаны на взаимной основе заблаговременно предупреждать других участников комиссии о месте и времени проведения военных акций. Так, в августе командование российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС, Хмеймим) за 36 часов до удара по террористам предупредило американцев на военной базе Ат-Тамр о действиях авиации ВКС. Тогда как израильская сторона уведомила руководство российского ЦПВС 7 сентября за 10 минут до нанесения ракетного удара по аэродрому Алеппо, на территории которого находили военные специалисты РФ.
В свою очередь, Москва неоднократно, а в последнее время настойчиво требовала от Тегерана прекращения поставок современного оружия и военного имущества для про-иранских вооруженных формирований за пределами Сирии. Прежде всего, это касается шиитской организации «Хизбалла» в Ливане. Россия считает недопустимым, когда военные возможности любой неправительственной группировки могут быть сильнее регулярной армии государства.
Вместе с тем следует признать наличие четкой тенденции охлаждения в последнее время отношений между Россией и Израилем. Несмотря на сохраняющийся уровень взаимных экономических связей, взаимная доверительность сведена практически к минимуму. Несмотря на декларативные заявления израильских властей о поддержании «позитивного нейтралитета в события на Украине, они продолжают оказывать военно-техническую помощь Киеву в поставках «не летального» имущества в виде касок и бронежилетов.
Документально известно участие израильских наемников в составе украинских нацистских формирований, несмотря на то, что в ходе боев в Мариуполе командование ВС России санкционировало беспрепятственную эвакуацию из зоны военных действий 11 израильских военных специалистов…
По сообщению российского информационного портала Avia.pro, на Украине отмечены полеты истребителей Су-27, оборудованных для несения крылатых ракет большой дальности AGM-84 и AGM-88. Технологией адаптации самолетов советского производства обладает единственная страна мира – Израиль, который в 2020 году предложил Украине модернизировать 14 ее истребителей для несения ракет, стоящих на вооружении НАТО.
Безусловно, наличие у Киева данной техники и оружия, переоборудованного под стандарты НАТО, создаст России дополнительные трудности в ведении боевых действий против неонацистских формирований на Украине.