Власти Польши ждут от официального Берлина разъяснений в связи с заявлением канцлера Германии Олафа Шольца о ревизии польско-немецких границ. Об этом заявил глава Бюро национальной безопасности Польши Павел Солох в эфире Польского телевидения.
"Чтобы вернуть после этого заявления доверие, с немецкой стороны, со стороны непосредственно канцлера должны прозвучать слова, которые глубоко бы все объяснили. А если нет, то мы имеем право интерпретировать это как сигнал если не угрозы, то демонстрации, что это правительство гарантирует то, что этот вопрос не будет подниматься", - подчеркнул он.
Солох обратил внимание, что слова Шольца прозвучали на фоне дискуссии о репарациях, которые Польша требует от Германии за ущерб, причиненный в годы Второй мировой войны. "Это совпадение не случайно. То, что это оставлено без попытки как-то не столько затушевать, сколько детально пояснить с немецкой стороны, может провоцировать самые плохие ассоциации", - указал он.
В ходе вручения наград M100 Media Award в Потсдаме глава германского правительства, обращаясь к присутствующему в зале бывшему председателю Евросовета, экс-премьеру Польши и действующему лидеру польской оппозиции Дональду Туску, заявил, что польско-немецкая граница установлена раз и навсегда. "После сотен лет нашей истории не хотелось бы, чтобы какие-то люди рылись в учебниках истории и искали ревизии того, что было установлено", - отметил он.
Тема репараций обсуждается в Польше с июля 2018 года, когда лидер правящей в республике партии "Закон и справедливость" Ярослав Качиньский заявил, что страна никогда не отказывалась от компенсаций со стороны Германии. Озвученная сумма составила 6 220 609 000 000 злотых (около $1,3-1,5 трлн).
В правительстве ФРГ не раз отмечали, что не видят оснований для каких-либо выплат, поскольку в 1953 году Польша официально отказалась от репараций. В Варшаве утверждают, что соглашение 1953 года было подписано под давлением СССР и касалось только уже не существующих Германской Демократической Республики и Польской Народной Республики, которая, по мнению местных аналитиков, не была суверенным государством.