Владимир Блинков, Центр специальных медиаметрических исследований
В постмайданный период (2014-2021 гг.), в результате волюнтаристской экономической политики ее руководства, Украина по данным МВФ по размеру ВВП по паритету покупательной способности на душу населения опустилась на последнее место в Европе и 97-е место в мире. Несколько миллионов украинцев были вынуждены эмигрировать из страны в поисках заработка.
В 2022 г. с началом боевых действий ситуация в экономике Незалежной еще более ухудшилась. Оценивая ее перспективы Всемирный банк докладе «War in the Region» спрогнозировал падение ВВП на 45,1% в 2022 г. Пессимизм Всемирного банка разделяет Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings, которое понизило долгосрочный суверенный рейтинг Украины в иностранной валюте до "CC" с "CCC+" т.е. до «мусорного» уровня. Официальные украинские экономисты более оптимистичны. В Национальном банке Украины надеются, что ВВП по итогам года потеряет не более трети.
Падение производства, утрата значительной части производственных мощностей на юге и востоке страны обусловили значительное снижение доходов бюджета. В то же время резко выросли военные расходы. Если прежде Украина тратила на оборону 5,28 млрд долл. в год, то сейчас финансирование ВСУ выросло до 4,4 млрд долл. в месяц, более половины бюджетных средств (8,46 млрд долл.), имеющихся в распоряжении правительства. По оценке премьер-министра Украины Шмыгаля дефицит бюджета составляет 4–5 млрд. долл. в месяц.
В итоге, по мнению британской Financial Times правительство Незалежной, истратив практически все свои бюджетные ресурсы на ведение боевых действий, может оказаться на пороге финансовой катастрофы уже в ближайшее время. Для предотвращения финансового коллапса и сбалансирования бюджета, по мнению главы Минфина Украины Сергея Марченко,необходимы болезненные меры - поднятие налогов и проведение национализации. Однако возможности налогового маневра у правительства ограничены т.к. эта мера может повлечь за собой массовые банкротства предприятий и рост безработицы, что только усугубит гуманитарный кризис.
Практически единственным источником финансирования социальных расходов в сложившейся ситуации стали кредиты и гранты зарубежных спонсоров. На Украине реализуется инициированный США проект Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР) «Поддержка государственных расходов для обеспечения устойчивого государственного управления в Украине» на общую сумму 8,5 млрд долл. Грантовые средства направляются на возмещение расходов, понесенных бюджетом для обеспечения пенсионных выплат и отдельных программ государственной социальной помощи, таких, как оплата жилищно-коммунальных услуг, поддержку малообеспеченных семей, детей-инвалидов и прочее. Кроме того, США подключили и Всемирный банк, который предоставляет гранты на выплаты работникам госсектора. Так, в сентябре в государственный бюджет Украины из этого источника поступил грант в размере 1,5 млрд долл.
Активную военно-финансовую поддержку Киеву оказывает и Евросоюз. Ожидается, что от ЕС уже в сентябре придут в Киев 5 млрд евро и 3 млрд евро до конца ноября. Большая часть помощи от стран ЕС идет на финансирование денежного довольствия солдат и офицеров ВСУ, обеспечение и поддержку боевых действий», но часть расходуется и на социальные нужды.
Зарубежные кредиты и гранты пока не позволили допустить социального взрыва, но лишили киевские власти возможности проводить мало-мальски самостоятельную экономическую политику. Будучи фактически банкротом правительство Украины не может не следовать курсу, диктуемому зарубежными спонсорами - «воевать до последнего украинца». На это указывает сформированный правительством Незалежной «Бюджет победы на 2023 г.». По заявлению премьер-министра страны Д. Шмыгаля военные ассигнования в 2023 г. вырастут в четыре раза по сравнению с 2022 г. и составят 1 трлн 136 млрд грн (30,7 млрд долл.) или более половины всех бюджетных расходов.
При такой бюджетной политике трудно надеяться на смягчение гуманитарного кризиса, который достиг катастрофических масштабов. По меньшей мере 40% населения Украины, в районах подконтрольных Киеву, нуждается в гуманитарной помощи – это 17,7 млн человек, включая 3,3 млн детей. Вооруженные формирования националистов минируют жилые кварталы, разрушают мосты и дороги, уничтожают объекты жизнеобеспечения. Такое впечатление, что власти Украины не интересует, «как потом здесь будут проживать люди».
В результате этих преступных действий по отношению к своему собственному народу, гражданское население вынуждено выживать в нечеловеческих условиях: без тепла, электричества, водоснабжения, продуктов питания и медикаментов, медобслуживания.
Еще одна проблема, прямо влияющая на уровень жизни населения, – инфляция. Она перевалила за 20%, а цены на продукты питания увеличились в среднем на 35%. Ее причины понятны: разрыв торговых цепочек, разрушение производственных мощностей и инфраструктуры, потеря территорий, на который производственные мощности расположены.
Продуктами питания Украина себя обеспечить может. Но, из магазинов периодически исчезают продукты первой необходимости, например, соль. Иные продукты есть, но резко выросли в цене - пачка гречки, в пересчете на рубли стоит уже 270-300 рублей. В итоге, люди проедают последние накопления, а значительная часть населения начинает голодать.
Все более тревожным фактором, особенно в предверьи зимы, становится рост цен на топливо. С февраля, по данным официальной статистики, оно подорожало на 40–50%. Сказывается сразу несколько факторов - разрушение топливной инфраструктуры, удорожание логистики. Свой вклад в топливную инфляцию вносят и продолжающиеся поставки газа «по реверсу» из Словакии. Газ по-прежнему российский, но с наценкой процентов на 20 к без того очень высокой цене. В итоге, по меньшей мере 1,7 млн украинцев в осенне-зимний период будет нужна помощь с топливом для обогрева жилища. Только оказывать ее не кому, правительству не до украинцев. Вся надежда на то, что заграница поможет.